Вопрос читателя: 

Здравствуйте. Разъясните, пожалуйста, вопрос о браке священников.
В случае, когда человек собирается принять сан и, в то же время, быть семейным человеком, он сперва вступает в брак, а уже после происходит возведение в сан. При возведении в сан, с кандидата символически снимается кольцо в знак того, что он теперь обручён с Церковью. При этом запрещается всё то же самое, но наоборот, т.е. сперва принятие сана, а потом вступление в брак (пусть даже с человеком, который соответствует каноническим нормам). Скажите, пожалуйста, на основании каких канонов и постановлений строится подобная логика?
Логика, которую я описал выше, мне плохо понятна, так как в обоих случаях (когда кандидат женился или не женился) кандидат обручается с Церковью и, исходя из этой логики, если он не женился до принятия сана, то он как бы остаётся обручённым с Церковью (здесь я имею в виду преимущественно целибат, хоть это преимущественно католическая традиция). А в случае, когда кандидат рукополагается уже будучи женатым, символизм со снятием с него обручального кольца имеет всё тот же смысл - обручение с Церковью. Тут возникает ещё один вопрос: как в таком случае воспринимать его фактическую жену?
Надеюсь, основную мысль передал, буду благодарен за пояснения.

Егор

Отвечает иерей Роман Посыпкин:  

Почему сперва брак, а потом принятие сана?

Дорогой Егор!

Ответ на Ваш вопрос содержится в 26-ом Правиле Святых Апостолов:

"Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы".

Очень хорошо разъясняет это правило епископ Никодим (Милош):

Это правило находится в тесной связи с подобным же предписанием в Апостольских постановлениях (VI, 17). Оно различает священников женатых от неженатых и относительно последних предписывает, что таковые не должны жениться, если вступили в клир неженатыми, а допускает только право свободно жениться чтецам и певцам, если пожелают.

Это Ап. правило было затем буквально повторено на Трулльском Соборе (6 пр.), причем было установлено, что, кроме чтецов и певцов, ни один иподиакон, диакон или пресвитер не смеет после своего рукоположения вступать в брачную связь; сделавший же это должен быть извержен из священного сана. Желающий вступить в клир и иметь супругу, должен жениться еще прежде своего поставления в иподиаконы.

Α почему правило это, как и многие другие, воспрещает духовным лицам на высших иерархических ступенях жениться после рукоположения, на это архимандрит Иоанн в толковании данного правила замечает, что женитьба духовного лица после рукоположения показывала бы, что оно не понимает всей высоты телесного воздержания, приличествующей его сану и, служа соблазном народу, она низводила бы его до некоторой степени с высоты его сана в ряды обычных мирян.

Хотя женитьба не есть что-либо нечистое, оскорбляющее духовный сан (Ап. прав. 5 и 51), однако, кто до женитьбы, в девстве, соединился со Христом и Его церковью в таинстве священства, для того было бы странно и совсем непристойно после этого связывать себя опять тесными узами с миром. Совсем иное дело женитьба до рукоположения, когда еще нет таинственной связи, связующей духовное лицо с алтарем посредством Божественной благодати; совсем иное представляет также и женитьба церковнослужителей, не принявших таинства священства, вследствие чего и женитьба их менее противоречит сущности и значению их служения в церкви.

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

 

На заставке: фрагмент фото spbpda

 

 

 

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: