Почему молодые люди устраивают стрельбу в школах и вузах? Мнения специалистов – Православный журнал «Фома»
Почему молодые люди устраивают стрельбу в школах и вузах? Мнения специалистов

Почему молодые люди устраивают стрельбу в школах и вузах? Мнения специалистов

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Утром 13 декабря 2021 года сработало самодельное взрывное устройство при входе в православную гимназию на территории Введенского Владычного женского монастыря в подмосковном Серпухове, есть пострадавшие. Страшно констатировать, но эта история уже далеко не первая в российских учебных заведениях. Почему такое случается? Как люди доходят до таких мыслей? И почему никто не успевает понять заранее, что человек решился на такой поступок? Мы собрали в этом материале мнения специалистов о причинах подобных трагедий.

Михаил Хасьминский, руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье — Храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище, в качестве основной причины подобных инцидентов называет неблагополучие в душе человека:

«Происходит нечто непредвиденное — и человек „срывается“ в агрессию против окружающих. Точно так же он может уйти и в аутоагрессию, нанести повреждения, увечья самому себе или даже покончить с собой. С технической точки зрения нет большой разницы, в какую сторону будет направлена агрессия такого человека: его выбор часто определяется тем, что сейчас больше „пиарят“ в СМИ и соцсетях, что „моднее“. Проблема в состоянии души человека, а состояние души зависит в первую очередь от того, как человек думает, как он умеет преодолевать кризисы, какое у него мировоззрение.

В разное время всегда и со всеми случаются тяжелые события: умирают родители, предают друзья, кто-то несправедливо к человеку относится. Все это было всегда, а вот „колумбайн“ был не всегда („Колумбайн“ — название школы в американском штате Колорадо, где в 1999 году два ученика-подростка расстреляли из огнестрельного оружия 12 детей и одного учителя, после чего застрелились сами. С тех пор „колумбайном“ стали называть все подобные инциденты. — Прим. ред.). И тут, безусловно, прямая связь с мировоззрением. Например, православный человек или мусульманин (традиционный ислам, а не секта), если они по-настоящему знают свою веру и живут ей, оказавшись в кризисной ситуации, поймут, что для чего-то эти страдания им нужны, что, проходя через испытания, они станут крепче. А человек с дезадаптивным мировоззрением с высокой вероятностью „уйдет“ в деструктивное поведение. Потому что он привык видеть себя с „короной“ на голове, привык считать, что он вправе решать вопросы жизни и смерти других людей. Потому что он человек инфантильный, безответственный, эгоистичный. Именно эти факторы формируют деструктивную личность: и „колумбайнера“, и самоубийцу, и наркомана, и алкоголика, и пропагандиста криминальной субкультуры».

По словам психолога, проблема деструктивного поведения не решается простыми внешними мерами: «К сожалению, сейчас я вижу в нашем обществе недопонимание сложности этой проблемы, того, насколько крепко она увязана с системно организованным воспитанием, с мировоззрением, с разработкой национальной идеологии, чтобы подросток мог найти ответ на вопрос: „Кем мне становиться? И для чего?“

Обязательно нужно, чтобы мы воспитывали в человеке образ Божий, а не потакали его животному началу. Но никакие тесты с этой задачей не справятся. А пока мы надеемся на тесты и школьные системы безопасности, боюсь, нам не миновать повторения таких инцидентов».

Почему молодые люди устраивают стрельбу в школах и вузах? Мнения специалистов

Полный текст комментария Михаила Хасьминского читайте здесь:

Откуда берутся убийцы, подобные казанскому стрелку, — мнение психолога

Врач-психиатр и психотерапевт Константин Ольховой считает, что за подобными преступлениями всегда стоят психиатрические проблемы, при этом «ни одно из них не может быть рассмотрено в рамках аффектов. Аффект — это когда один ученик сказал другому гадость, и тот ему в ответ стулом ударил по голове. Но здесь человек шел на преступление, понимая, что конкретно он будет делать».

Ольховой подчеркивает, что многих трагедий можно было бы избежать, если бы люди регулярно наблюдались у психологов и психиатров, ведь все психиатрические заболевания, как правило, имеют наследственный компонент. При этом он отмечает, что «у нас в обществе существует панический страх психиатрического диагноза. Как же так, признать, что у моего ребёнка или родственника что-то не так?! Табуированность темы психического здоровья — это ещё одна серьёзная проблема.

Дело в том, что все психиатрические заболевания, как правило, имеют наследственный компонент. Эти гены могут проявиться, а могут и нет. Если у человека есть эта болезнь, она долгое время может находиться в стадии компенсации, но травмирующее обстоятельство может ее сорвать и вызвать манифест болезни. Тяжело перенесённый грипп, сломанная нога — любая гипер-встряска организма, необязательно психотрамва, могут вызвать эту декомпенсацию.

Простым языком говоря, не может быть такого, что человека обижали и он стал психически нездоровым. Он и был нездоровым. Здоровый человек не попадет под чье-то влияние, не станет вовлекаться в секты или радикальные течения. Так что миф считать, что можно насмотреться компьютерных игр и начать убивать. Такое отклонение может появиться только у больного человека. Как и под гипнозом человек не сможет сделать того, что не смог бы сделать без него».

Особенно важно проходить обследование у психиатра, когда речь идет о выдаче лицензии на оружие. Правда, по словам Ольхового, здесь встает проблема — оказать психиатрическую помощь и провести психиатрическую диагностику лицам до 15 лет, по нашему законодательству, невозможно без согласия родителей пациента, а после — без согласия самого человека. Эта прореха в законодательстве, по мнению Ольхового, приводит к печальным последствиям.

Психолог Глеб Ткаченко видит проблему в том, что «щелчок» в голове преступника становится заметен лишь тогда, когда трагедия уже произошла: «Для взрослых большинство детских трагедий кажутся несерьезными, воспринимаются как подростковые капризы, „понты“ или даже игры. А на самом деле у ребенка целый мир в этот момент может рушиться. То, что взрослым человеком воспринимается как безобидная шутка, для ребенка может оказаться катастрофой, которая происходит с ним каждый день».

Наиболее частой мотивацией «школьных стрелков» Ткаченко считает месть за издевательства. Трагедия одного человека становится причиной трагедии остальных. Ткаченко подчеркивает, что если «тихий мальчик» без склонности к агрессии вдруг берется за винтовку, то для неадекватного поведения были причины. «Для того, чтобы увидеть такие „звоночки“ нездорового поведения, нужны школьные психологи и классные руководители, которые много времени проводят с детьми... Трагедии происходят в те моменты, у человека не хватает внутренних ресурсов, чтобы справиться с накопившимися проблемами. Даже если у человека все плохо, но дома его поддерживают и не просто дежурно интересуются „Как дела в школе?“, а искренне общаются, это может удержать от жутких поступков. А вот если поддержки нет, то рано или поздно у него закончатся собственные силы».

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (54 голосов, средняя: 4,65 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Лера
    Лера8 месяцев назадОтветить

    Общество наше больно безнадежно...

  • Гость
    Гость10 месяцев назадОтветить

    Называйте происходящее русскими словами, т.е. не колумбайн, а массовые убийства.

    • Денис
      Денис8 месяцев назадОтветить

      Гость, согласен с вами. Прошу редакцию о том же!

  • Solon
    Solon11 месяцев назадОтветить

    Takuiu tragediu bilo i v rossiiskuiu armii kogda molldodoi soldat rasprovilsea s ego obidchikami. Naverno otsutstii kachesstvennogo vospitania v semmii i v scolah pervoprichina

  • Игорь Ашманов
    Игорь Ашманов11 месяцев назадОтветить

    Большинство школьных расстрелов НЕ являются местью за травлю. Это досужая выдумка.
    Стрелки в Казани и Перми выбирали место для стрельбы по удобству исполнения задуманного, а не там, где их якобы травили.
    Этот комментарий дал не специалист, который в проблеме не разбирался.

    • Сергей
      Сергей8 месяцев назадОтветить

      Мы все повреждены грехом. Так что слова специалиста о безвредности увлечения жестокими компьютерными играми, о том, что на здорового ребенка они не повлияют, вызывают глубокое сомнение. Всё оставляет след в душе, навсегда.

  • Владимир
    Владимир11 месяцев назадОтветить

    Комментируемый фрагмент:
    Простым языком говоря, не может быть такого, что человека обижали и он стал психически нездоровым. Он и был нездоровым. Здоровый человек не попадет под чье-то влияние, не станет вовлекаться в секты или радикальные течения.
    Коммент

    Это чушь. В действительности любой человек есть продукт ВОСПИТАНИЯ. Причём, воспитание с первых дней жизни. Человека можно воспитать ангелом, а можно дьяволом. Воспитывает все вокруг – от потешек малышей, игр и до состояния общества в целом. Так в сознании формируются стереотипы поведения, формируются цели личности. Самое деструктивное и страшное – внедрение в сознание безвыходности, бесперспективности, злобы. Здоровая личность умирает в живом теле, получается ходячий труп. Увы, в текущем положении общества наше воспитание, формирование личности находится в руках потенциального врага (через законодательство, воспитательно-образователный процесс, искусство, игры…). Не стоит удивляться, что у нас на глазах формируется «мертвое» общество. Школьно-ВУЗовские убийцы – люди с чудовищно извращенной целью жизни, которые вроде сознательно идут на убийство, а на самом деле этот настрой на убийство у них сформирован внешним воздействием, как итог чудовищного воспитания.
    Боже, спаси Россию!

    • Глеб
      Глеб8 месяцев назадОтветить

      Взгляд, согласно которому поступки человека полностью зависят от воспитания, мне кажется, не совсем христианский, потому-что исключает свободную волю человека, свободу выбора человека между добром и злом, данную человеку Богом. Воспитанием можно только подтолкнуть человека к тому, чтобы стать, как вы выразились, ангелом или демоном, но не предопределить его судьбу полностью, в том числе и посмертную. И психиатрические заболевания человека нельзя исключать как фактор влияющий на его поступки, влияющие на него также, как и воспитание. Могу ошибаться, если не согласны - буду рад критике.

  • Игорь Ашманов
    Игорь Ашманов11 месяцев назадОтветить

    Вы фантазируете, причём не безобидно. Стрельба не имела никакого отношения к политике, и планировалась задолго.

  • Валентина либийскаяЧи
    Валентина либийскаяЧи11 месяцев назадОтветить

    О необходимостисистемно-организованного воспитании пишу и говорю на всех доступных площадках с 1994-го года. Разработала и апробировала такую систему для новых исторических реалий. Высокие специалисты слушают,читают ,используют какие-то мысли и части этой системы ,но от системного воспитания категорически отказыватся. Кому интересно ,можно прочитать мои публикации о ней на сайте ПРОЗА.РУ
    Как человек в возрасте,чтобы не потерялись материалы моей работы и ставшие уже историческими экспонаты моего труда ,представляющие интерес для педагогического исследования отправила в 2018 году их в Администрацию Президента международной экспресс-почтой весом почти в 2 кг из Болгарии,в надежде ,что дойдут и послужат стране,что не потеряются в дроге ...

    Однако,благополучно дошедшие до Администрации материалы потерялись на отрезке между Кремлем и Росмолодежью!

    Похоже,самострелы,обстрелы и массовые расстрелы мало интересуют тех ,кто кормится на молодежной ниве...

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь