Как грех отражается на нашем теле?
Как грехи влияют на здоровье? Можем ли мы говорить о болезни как наказании за наши дурные дела и мысли? Как преодолеть разницу между психологическим и богословским взглядом на страсти гнева, зависти и уныния? И так ли она существенна? Ответит на эти и другие вопросы психолог Александр Ткаченко.
Грехи, как известно, бывают разные. Есть те, которые непосредственно связаны с телом (алкоголизм, чревоугодие), и их влияние очень понятно: выпил — печень отвалилась. А есть те, которые, как кажется, больше влияют на душу (гордость, зависть, алчность, уныние). Как такие грехи действуют на тело? Есть ли какие-то законы влияния?
— Давайте сразу определимся с понятиями. С точки зрения православной аскетики все перечисленное здесь — это не грехи, а греховные страсти. Грех — поступок, нарушающий замысел Божий о человеке, противоречащий нашей природе. А греховные страсти — это уже некий навык в таких поступках, новое свойство души, неотступно требующее от человека повторять ставший привычным грех вновь и вновь. В церковной публицистике страсти часто называют грехами, но, чтобы не запутаться, мы здесь эти два понятия разведем и будем рассматривать отдельно.
Влияют ли страсти на тело? Да, безусловно. Гордость, зависть, алчность, уныние — все это не что иное, как нарушение здорового и благого функционирования нашей человеческой природы. Бог не вкладывал в человеческое естество стремления к накопительству или желания обладать тем, что есть у другого человека. Все эти влечения — результат уклонения человека от замысла Божия о нем. А когда человек игнорирует собственную природу и делает что-либо вопреки ей, он вполне закономерно испытывает страдание. Собственно, само слово страсти и есть обозначение страданий на церковнославянском языке.
Да, алчность, гордость, зависть, уныние — греховные движения души. Но в человеческой природе душа неразрывно связана с телом. И до тех пор, пока смерть не разделит эти составляющие нашей человечности, состояние души непременно будет влиять на тело, а состояние тела — на душу. Самый простой и наглядный (хотя далеко не единственный) пример этому — мимика, выражение лица. Лицо — это ведь тело, правда? Все перечисленные страсти в момент их наиболее сильного действия на душу человека отчетливо выражают себя на его лице. Мы безошибочно можем определить по выражению лица, чем именно сейчас охвачен человек — унынием или гневом. А профессиональных актеров в процессе обучения специально учат изображать эти страстные состояния так, чтобы зритель смог их увидеть и опознать. Но, повторюсь, это лишь одно из телесных проявлений страстей, владеющих душой. Ведь лицо — лишь часть тела. А душа дает жизнь телу в целом, и поэтому любое отклонение от ее здорового существования может отразиться в самых разных телесных проявлениях.
Если мы заболели после греха — это Бог нас наказывает? Или какая-то другая сила действует? Может быть, бес, с которым человек объединился в грехе, его наказал? Где правда?
— Грех — это нарушение норм нашей человечности, которые выражены в заповедях Божиих. Нарушил заповедь — нарушил нормальную деятельность своей человеческой природы. И вполне закономерно получил результат — страдание или даже болезнь. Ведь ни у кого не возникает вопрос, кто наказал человека, который решил прыгнуть с четвертого этажа и сломал себе ноги. Ровно то же самое происходит и в случае с нарушением заповедей: грех сам в себе несет наказание в виде закономерных последствий.
Если подумать о том, каково тут участие Бога, то я склонен считать, что Бог скорее минимизирует эти последствия, снижает их разрушительность, ожидая покаяния человека. Если бы не Его заступничество, мы давным-давно уничтожили бы себя своими грехами и страстями.
Про бесов ничего говорить не хочу, я тут не эксперт. Знаю лишь, что по православному вероучению падшие ангелы не имеют власти над людьми и могут сотворить с нами лишь то, что попустил им Бог для нашего же блага. Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо пишет, что бесы — лишь слепые орудия Божественного Промысла. Следовательно, если они и участвуют как-то в действии греха, это участие происходит не без всеблагой воли Бога, всегда направленной к спасению и благу человека.
Ну и потом важно понимать, что в святоотеческой литературе нередко между страстями и бесами ставится знак равенства: «Страсти — суть демоны» (преподобный Иоанн Пророк). Имеется в виду, что страсти действуют в нас точно так же, как демоны: вредят, причиняют страдания, мешают исполнению заповедей. Думаю, если бесы и участвуют в «наказании» грешника, то в качестве такого вот горького лекарства, строго отмеренного и прописанного Богом для выздоровления. Лекарства ведь бывают разные. В зависимости от тяжести заболевания кому-то достаточно попить витамины, а кто-то вынужден курсами проходить химиотерапию, принимая весьма токсичные вещества.
Лекарства ведь бывают разные. В зависимости от тяжести заболевания кому-то достаточно попить витамины, а кто-то вынужден курсами проходить химиотерапию, принимая весьма токсичные вещества.
Ну и, конечно, тут важно понимать, что и без какого-то сугубого личного греха каждый человек неизбежно сталкивается с болезнью, страданием и смертью. Это следствие отпадения первых людей от Бога, повреждение человеческой природы после грехопадения, которое передалось всем потомкам Адама. И исцелить эту поврежденность ни медициной, ни психологией невозможно. Единственное средство против нее — соединение с Богом, восстановление в себе той связи с Ним, которая была разрушена когда-то нашими общими Прародителями. Это возможно лишь через обращение к Господу Иисусу Христу, соединение с Ним в таинствах Церкви, которое начинается в этой жизни и достигает полноты в жизни вечной.
Гнев
Между христианским и психологическим взглядом на тело, на первый взгляд, есть ряд противоречий. Давайте проверим некоторые из них. Например, считается, что христианин не должен злиться и выражать свой гнев. А любой хороший специалист-психолог скажет, что злость играет важную роль и ее необходимо в отношениях выражать. Больше того, закрывать ее внутри — значит вредить себе и, возможно, получать какой-то телесный зажим и психологические последствия вроде невозможности говорить о своих потребностях с близкими людьми. То есть вместе с гневом блокируются и другие возможности диалога. Так ли это? Или на самом деле противоречия нет?
— У нас есть простой и неоспоримый критерий греховности того или иного явления. Грех, как мы уже говорили, — нарушение здорового действия нашей природы, нечто ненормальное. А норма нашей человечности — образ Господа Иисуса Христа, данный нам в Евангелиях. Вот тут и следует задать себе вопрос: гневался ли Иисус Христос? Ответ Евангелия вполне однозначный и прямой — да, гневался. В описании ситуации, когда начальники синагоги пытались запретить Господу исцелить сухорукого человека в субботу, открытым текстом говорится об этом: И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою (Мк 3:5).
Господь в Своей земной жизни неоднократно проявлял гнев. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет об этом со всей определенностью, не оставляя места для разночтений: «Богочеловек имел свойство гнева; но гнев действовал в Нем как святая душевная сила, как характер, как энергия, постоянно сохраняя достоинство человека, никогда не обнаружив никакого увлечения. …Необыкновенное, поразительное владение гневом, при употреблении этой силы в движение, созерцается при тех страшных обличениях, которые произносил Господь иудеям».
Следовательно, сам по себе гнев не является чем-то греховным. Не случайно Господь говорит, что суду подлежит не всякий гневающийся, а лишь …гневающийся на брата своего напрасно (Мф 5:22).
В психологии здоровый природный гнев человека рассматривается как некий инструмент охраны личных границ. Этот гнев проявляет себя как спокойная уверенная сила, решимость, мужество. Именно он позволяет человеку встать на защиту себя, других людей. И именно этот спокойный гнев позволяет человеку пожертвовать собой там, где это бывает необходимо. Такое понимание гнева вполне согласуется с мыслью святителя Иоанна Златоуста, считавшего, что «…гнев внедрен в нас не с тем, чтобы мы грешили, но чтобы останавливали других согрешающих».
Есть и другой гнев, застилающий глаза, выключающий разум, лишающий человека воли, полностью подчиняющий его себе. Это гнев, который человек испытывает в состоянии аффекта. Тут, наоборот, сам человек становится инструментом такого гнева, его безвольным орудием. И это уже совсем другая эмоция, как правило, травматического происхождения. Поэтому в каждом конкретном клиентском случае хороший специалист-психолог должен выяснить, с каким именно видом гнева он имеет дело.
Бывает, что у человека полностью подавлен здоровый природный гнев, он абсолютно беззащитен, всего боится, не способен на важные шаги в изменении своей жизни. В подобных случаях — да, мы работаем на возвращение человеку этой его природной силы, помогаем ему стать более решительным и мужественным.
Но бывает и так, что человек, напротив, страдает от неконтролируемых вспышек гнева, которые он не может удержать волевым усилием. И тогда мы работаем уже на сепарацию — отделение таких болезненных проявлений от человека, избавление от них. Думаю, именно такой гнев считается недопустимым в христианстве.
Ну а любой подавленный гнев, да, это всегда потенциальная болезнь. Дело в том, что гнев сопровождается выбросом определенных гормонов. И вот эти гормоны, которые должны были обеспечить тело силой, ловкостью, скоростью и точностью движений, при подавлении гнева начинают воздействовать на мускулатуру внутренних органов. Человек вроде бы внешне спокоен. А диафрагма у него поджата, в результате чего нарушается и дыхание, и работа пищевода, и сердечно-сосудистая деятельность. Понятно, что здоровья это не добавляет.
Поэтому психологи помогают клиенту найти такой подавленный гнев, выясняют его природу и далее помогают либо избавиться от него, если он патологический, либо вернуть его в доступ, чтобы человек мог экологично пользоваться им для защиты себя и тех, кто нуждается в такой защите рядом. На практике здоровый гнев выражается вовсе не в грозном сверкании глазами из-под насупленных бровей. Природный гнев — это когда ты можешь спокойно, но твердо и уверенно сказать «нет» там, где считаешь это нужным. Это и есть здоровые личные границы. Не думаю, чтобы в этом было нечто, противоречащее христианству.
Зависть
Давайте поговорим о зависти. Психологи часто говорят, что с завистью не стоит бороться, она всего лишь показывает потребности человека, в чем он нуждается. Ведь если я кому-то завидую, значит, я хочу того же. И неважно, идет ли речь о черте характера, успешности или каких-то материальных благах. Но о зависти ли тогда мы говорим на самом деле? Ведь зависть — смертный грех, а значит, точно не может не разрушать что-то в самом человеке или его отношениях с Богом. Как вы видите влияние зависти на человека в целом и на его тело в частности?
— Зависть — это досада, вызванная успехом или благополучием другого. Причем досада, которая может быть направлена не только на этого другого, но и на себя самого: «Ну почему я до сих пор не добился такого же успеха? Я ничтожество, так мне и надо…»
Никаких потребностей зависть не обозначает. А если уж на что и указывает, так это на серьезные внутренние проблемы завидующего.
Механизм появления в человеческой душе этого разрушительного чувства довольно прост: глядя на преуспевшего в чем-либо человека, завистник сначала желает себе таких же благ, потом огорчается их отсутствием у себя. А когда ему становится ясно, что этих благ ему никогда не достигнуть, он начинает мечтать уже о том, чтобы их лишился и сам обладатель. Вот тогда и созревает в человеке этот страшный дракон — злая зависть, о которой говорил святитель Илия Минятий: «Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая… ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».
Досада от благополучия другого у завистника может быть очень сильной.
Если она открытая, то может привести к попыткам навредить другому человеку, от мелких гадостей до самых страшных уголовных преступлений (поджог, порча чужого имущества, убийство).
Если же она подавленная, тогда проявляется весь комплекс возможных психосоматических заболеваний, о котором мы упоминали, говоря про подавленный гнев. Потому что досада — это и есть одна из форм гнева. Тут и гастриты, и язвы желудка, и проблемы с желчными протоками. Не случайно еще в древности люди связывали зависть с избытком желчи в организме. Завистник в средневековых книгах и на портретах — человек с зелено-желтым лицом. У Данте в его «Божественной комедии» один из узников чистилища говорит о себе:
Так завистью пылала кровь моя,
Что, если было хорошо другому,
Ты видел бы, как зеленею я.
Вот что такое зависть. А разговоры о потребностях — «у него есть, значит, мне надо так же или то же» — это еще не про зависть. В аскетической литературе это называется грехом своекорыстного пожелания, который обычно предшествует зависти. Тоже ничего хорошего, конечно. Но тут хотя бы нет желания зла другим.
Для меня, как психолога, зависть — прямое следствие отсутствия у человека чувства собственной ценности, которое он неосознанно надеется компенсировать приобретением внешних атрибутов тех, кого считает людьми достойными. Ну, или, как самый деструктивный вариант зависти, — желает, чтобы эти люди вдруг утратили то, что делает их ценными в глазах завистника.
Если страдающий от зависти человек обращается за психологической помощью, я не убеждаю его, будто с ним все в порядке. Работу по таким запросам мы выстраиваем как поиск этой потерянной человеком собственной ценности: ищем, где, когда, в каких обстоятельствах и почему он перестал считать себя ценным. Когда находим эту ценность и возвращаем ее человеку — зависть исчезает.
В отношениях с Богом зависть может стать серьезным препятствием. Дело в том, что вторая по значимости заповедь Библии после заповеди возлюбить Бога — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф 22:39). Но завистник себя не любит и не ценит. Поэтому свое безлюбовное отношение к себе проецирует и на ближнего. То есть желает ему тоже лишиться ценности и любви. А ведь мы знаем, что …не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин 4:20).
Гордыня
Гордыня — мать всех грехов. Она что, тоже на теле отражается? Как?
Для меня гордыня, как и предшествующее ей тщеславие, — прямое следствие нелюбви человека к самому себе.
Тщеславный человек не верит, что он достоин любви. Поэтому мучительно пытается увидеть это свое достоинство в положительной оценке от других людей, все время ищет похвалы и восхищения.
А гордый человек тоже в глубине души считает, что недостоин любви. И так боится увидеть в чужой оценке подтверждение этому своему недостоинству, что отгораживается от всего мира и от Бога медной стеной. За которой пытается убедить себя в том, что его все-таки есть за что любить, что он …не таков, как прочие люди (Лк 18:11).
С точки зрения психологии ярко выраженную, хрестоматийную гордость можно отождествить с ригидностью, жесткостью души, окаменевшей в своем превозношении над другими. Поэтому гордых людей изображают со вздернутыми вверх подбородками и застывшим взглядом поверх голов. Но это лишь один из вариантов телесного отражения этой страсти. Дело в том, что у гордыни множество лиц, и все они — чужие. Например, она может рядиться и в образ самоуничижения. Казалось бы, что общего? Однако, как мы знаем, в пределе противоположности часто сходятся. Поэтому у святых отцов встречается и такое мнение, что по внешним признакам гордость может быть неотличима от смирения.
Но одно остается неизменным в любом случае и под любой внешней личиной — внутри у гордого человека всегда будет смятение, беспокойство, постоянный страх разоблачения: «Вдруг все поймут, что я никакой не великий и перестанут меня любить?» Это состояние стресса, из которого нет выхода, так как причина его — ложная идентичность, созданная гордыней. Ну а как действует на тело и его здоровье затянувшийся стресс, можно почитать в любом популярном психологическом паблике. Если вкратце, это депрессии и психосоматика в самом широком спектре: от бессонницы до онкологии.
Уныние
Поговорим про уныние. Иногда считается, что крайняя степень уныния как раз и есть клиническая депрессия, которая, в свою очередь, прямо влияет на тело. Но даже если депрессии нет, к каким телесным изменениям может привести уныние? Может быть, у вас лично был какой-то опыт проживания этого греха? Если возможно, поделитесь, как он на вас влиял? Отразился ли на теле?
— Я не берусь провести разграничение между унынием и депрессией. В моем понимании уныние — это и есть депрессивный фон различной степени выраженности. А причины у депрессивных состояний могут быть самые разные — от сбоев в эндокринной системе до потери смысла жизни. Поэтому уныние я рассматриваю как грозный симптом, за которым могут последовать очень серьезные последствия, вплоть до суицида или смерти от аутоиммунных заболеваний. И в этом смысле уныние действительно грех (нарушение нормальной деятельности нашей человеческой природы), ведущий к смерти. Смертный грех. Но не как поступок, а как опасная болезнь, угрожающая жизни человека.
Депрессивные эпизоды длительностью в несколько месяцев я переживал в юности. Если очень кратко, уныние — это полная потеря способности испытывать радость, удовольствие от жизни. И это страшно. Потому что в таком состоянии человек может пытаться восполнить нехватку радости искусственно: через алкоголь, наркотики, сексуальную активность. Но все это дает лишь очень кратковременный эффект, да и то не всегда. А вот сил забирает очень много. В результате к отсутствию радости прибавляется еще и отсутствие энергии. Жить не хочется. Поэтому тело воспринимаешь как назойливую обузу, с которой постоянно нужно что-то делать — кормить, мыть, лечить при необходимости, раздевать перед сном и одевать утром. Тело становится чужим и враждебным.
Духовные причины у уныния, конечно же, есть. В моем случае это были тяжелые грехи, несовместимые с жизнью. Нельзя с таким багажом жить, душа противится. Но я был тогда неверующим, ничего об этом не знал. И просто страдал, кое-как влача свое безрадостное и бессильное существование.
Поэтому никого и никогда не стану обвинять в унынии, стыдить, говорить «сам виноват». Это такая смерть, еще при жизни. Трудно придумать что-то хуже. Тут нужна комплексная помощь: и духовная, и психологическая, и медикаментозная в тяжелых случаях. Все, что только есть в доступе, все, что может хоть как-то помочь.
Из всех страстей эта, по слову преподобного Иоанна Лествичника занимает особое положение: «Каждая из прочих страстей упраздняется одною, какою-нибудь противною ей добродетелью; уныние же для христианина есть всепоражающая смерть».
Корыстолюбие
Сложнее всего представить, что корыстолюбие как-то отражается на теле. Казалось бы, как наше желание обладать какими-то материальными вещами может повлиять на тело? Но, возможно, мы чего-то не видим. В чем тут влияние?
— Святые отцы часто говорят в своих наставлениях, что страсти взаимосвязаны, одни из них влияют на другие. Корыстолюбие, алчность — это надежда на имение и деньги, за которой стоит острый дефицит ощущения безопасности. Человеку тревожно, он чувствует себя незащищенным и поэтому пытается создать себе некий оплот, крепость, в которой его не коснутся никакие беды. С духовной точки зрения корыстолюбие порождается неверием в то, что Бог может тебя защитить. И тогда таким богом-защитником для человека становятся деньги.
С психологической точки зрения главный «мотор» этой страсти — тревога, постоянное ожидание беды, опасности, грозящей невесть откуда даже там, где все, казалось бы, спокойно и хорошо. С такой тревожностью можно эффективно работать в психотерапии. Но сама по себе она тоже дистресс, то есть стресс, продолжающийся длительное время. И конечно же, у этого дистресса будут последствия для здоровья, в том числе и телесного. Только причиной здесь является не корыстолюбие само по себе, а высокая тревожность, которую человек неосознанно пытается компенсировать накоплением материальных богатств.
Чревоугодие
Поговорим о грехах непосредственно связанных с телом: блуде и чревоугодии. Начнем с чревоугодия. Кажется, что его влияние на тело наиболее очевидно: чрезмерно любящий еду полнеет, может получить проблемы с желудком или кишечником. Но все ли это влияние? На душе он как-то отражается?
— Для психолога чревоугодие — симптом, указывающий на попытку клиента «заесть» какое-то негативное эмоциональное состояние. Это может быть депрессия, тревога, страхи различного рода. Нередко чревоугодием занимаются люди с заниженной самооценкой, страдающие от одиночества и непонимания. Дело в том, что калорийная, жирная и сладкая пища способствует выработке серотонина, который вызывает у человека ощущение радости и безопасности. Это ощущение кратковременное, но реальное. Поэтому человек пытается получить его вновь и вновь через повторный прием пищи. При этом он понимает, что вредит себе, но ничего не может с собой поделать. В результате к депрессии и тревоге прибавляется еще чувство вины и стыд за свое безволие. Если это можно считать отражением чревоугодия на душе, тогда я вижу его вот таким — когда к одной беде прибавляется еще несколько.
Блуд
Блуд тоже грех телесный. Но ведь и влияние на душу есть. В чем оно?
— В любом, даже случайном и кратковременном сексуальном контакте у человека формируется отношение привязанности к своему партнеру. Это происходит помимо воли, такой вот эмоциональный автоматизм. И если он не сопровождался чувством любви, доверия, уверенности в твоей ценности для другого, как это бывает в браке, тогда такая привязанность как бы повисает в пустоте. Она вроде бы и есть, а, оказывается, ее никому не надо. И вот случайно вспыхнувшую привязанность к другому человеку приходится в себе гасить, подавлять, вытеснять в бессознательное. Даже единичное такое действие уже нарушает нормальное функционирование чувств, искажает их. А если блуд становится делом привычным и многократно повторяется, способность создавать устойчивые отношения привязанности может у человека совсем исчезнуть. И потом нужно будет приложить много усилий, чтобы попытаться вернуть себе эту необходимую для нормальной жизни способность — испытывать теплые чувства к единственному близкому человеку в браке. Не говорю, что этих чувств не будет вовсе. Но предыдущий блудный опыт неизбежно будет «фонить» в отношениях, могут возникать флэшбэки из прошлого, неосознанный перенос чувств с давних связей на супруга. Впрочем, блуд тоже бывает лишь следствием каких-то серьезных психологических проблем из детского возраста. Но в любом случае душевного здоровья он не добавляет.
Наше покаяние и избавление от греха гарантирует исцеление?
— Избавление от греха это и есть исцеление, восстановление нашей природной целостности, нарушенной этим грехом. А покаяние — это перемена ума, новый взгляд на свою жизнь, новое понимание себя и причин своих проблем, принятие новых ценностей и отказ от прежних, приведших к болезни.
Эта перемена может произойти в храме, а может — в кабинете у психолога или врача. Важно лишь понимать, что любое благо, происходящее с нами — это всегда действие благодати, дар всемилостивого Бога, которым мы живем, движемся, существуем. И без которого не можем творить ничего доброго ни себе, ни другим. Вот это свое осознание, покаяние и благодарность за полученные благие перемены нужно обязательно принести Богу — уже в храме, засвидетельствовав их в таинствах Исповеди и Евхаристии. Иначе, мы рискуем уподобиться девяти прокаженным, которые получили исцеление, но не пришли поблагодарить Господа за него:
Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк 17:11-19)
— Но ведь так происходит не всегда… От чего это зависит? Есть ли здесь какие-то духовные законы?
— Покаяние не гарантирует физического исцеления. Все мы надеемся на чудо, но не следует относиться к чуду как к некой технологии: покаялся — получил то, о чем просил. Из истории Церкви мы знаем, что даже великие святые страдали от болезней, иногда до самой смерти. Почему так происходит — не берусь сказать.
Духовные законы по этому поводу, наверное, есть. Но я их не знаю. И сомневаюсь, что каждый случай можно объяснить при помощи законов и правил. Тут мы вступаем в сокровенную сферу, где действует уже Сам Господь. Например, в истории праведного Иова мы видим, что страдать человек может вообще вне какой-либо связи со своими личными грехами. Иову просто не в чем было каяться, чтобы получить исцеление. Причины его бед и болезней лежали совсем в другой области — Бог попустил сатане испытать праведность Иова с такой вот поистине дьявольской жестокостью. И это только один пример подобного рода, о котором мы знаем лишь потому, что Бог благоволил открыть его людям и сохранить в истории. Думаю, есть и еще случаи, объяснить которые человеческим разумением вряд ли получится. Бог прямо сказал об этом: Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои... Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис 55:8‒9).
А там, где разум бессилен, начинается область действия веры. Нашей христианской веры в то, что все происходящее с нами — в руках Божиих. И что даже там, где сами мы не можем увидеть никакого выхода, Бог уже приготовил нам нечто куда более ценное и радостное, чем мы могли бы себе придумать.
Наверное, это и есть самый главный духовный закон.