На самом деле Священное Писание утверждает однозначно: воскреснут все люди без исключения.
Воскресение мертвых не какой-то «автоматизированный процесс», который зависит от способа погребения. Христиане верят, что воскресит всех умерших Господь Бог. И странно было бы думать, будто кремация сможет стать непреодолимым препятствием для замысла Бога, из ничего создавшего Небо и Землю. Нет такого закона природы, который не мог бы изменить его Законодатель — Бог.
Профессор богословия, казанский протоиерей Александр Смирнов писал так:
Для того, чтобы поставить в зависимость от сжигания тела потерю вечного блаженства, для этого нужно быть или магометанином, так как магометане думают, что если останки их будут сожжены, то они лишатся блаженства, или язычником, наподобие тех древних язычников, которые, подвергнув тела Лионских мучеников сожжению и поруганию восклицали: “Посмотрим теперь, воскреснут ли они и похитит ли их Бог из рук наших”.
Действительно, если верить, что сожженные мученики не воскреснут, это будет противоречить словам Спасителя: Верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25).
Другое дело, что кремация входит в противоречие с традицией христианского погребения, которая берет свое начало еще в Ветхом Завете. Марк Минуций Феликс — христианский писатель, апологет, живший во II веке, четко сформулировал отношение христиан к этому вопросу: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения...» Однако (и на это стоит обратить особое внимание!) он тут же добавляет: «...но мы придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». Этот обычай основан на Священном Писании. Он является свидетельством, что человек несет ответственность перед Богом за отношение к телу усопшего, хоть к вечной участи способ погребения отношения и не имеет.
Бог сказал Адаму: прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:19). Основываясь на этих словах, еще древние иудеи хоронили своих усопших в земле или в специальных гробницах-пещерах, если речь шла о состоятельном человеке, а не устраивали погребальные костры, как, например, греки, и не мумифицировали трупы, как египтяне. Для иудеев было большим позором и несчастьем предание «ослиному погребению» (Иер 22:19), когда труп просто бросали вне кладбища. Поэтому праведный ТовитТовит — главный герой Книги Товита, неканонической книги Ветхого Завета, израильтянин из колена Неффалимова., живя в ассирийском плену, тайно хоронил убитых, оставшихся без погребения. В Новом Завете благочестивые люди хоронили со всеми подобающими почестями Крестителя Господня Иоанна (Мф 14:12), первомученика Стефана (Деян 8:2) и Самого Иисуса Христа (Ин 19:38–42).
Хороня усопшего, христиане не просто выражают почтение к его личности. Тем самым они еще и исповедуют, что тело не какая-то не имеющая значения оболочка, это храм Святого Духа, принятого в таинствах Церкви. А если тело — неотъемлемая часть самой человеческой природы, то Бог воскресит его в день, известный Ему: тело как бы сеется в землю, как зерно, чтобы принести плод — воскресение. Сеется в тлении, восстает в нетлении, — писал о воскресении мертвых апостол Павел (1 Кор 15:42). Кремация же не является настолько почтительным отношением к покойному, как погребение по церковному обряду.
Резюмируем словами документа Священного Синода «О христианском погребении усопших»:
«Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле. В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации».