Вопрос читателя:

Почему с амвона говорится о добре, любви и милосердии, люди поддакивают, а сами лицемерят, улыбаются через силу тем, кого терпеть не могут? Что за двойная игра?

Алина

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте!

Дай Бог, что Вам никогда в жизни не пришлось иметь внешний вид, который идет вразрез с Вашим внутренним самоощущением! К сожалению, это получается очень у немногих людей. И вот тут я отвечу, что, в общем, в первую очередь, ради собственного внутреннего здоровья, нужно следить за тем, чтобы не было расхождения между внешним и внутренним, иначе могут начаться неврозы, депрессии и прочий душевный, а за ним и духовный разлад.

Историй очень много, и здесь, как это часто бывает, нужно разбирать каждую в отдельности.

Ну вот, например, случилось у меня вчера горе (оно, слава Богу, не случилось, но я для примера). И на душе у меня очень скверно, плохо, грустно. А мне сейчас поисповедовать нужно народ, а потом литургию служить. И люди ко мне идут каждый со своими кто с печалями, кто с придирками и претензиями к Церкви, кто с какими-то не очень сложными вопросами, кто-то — слава Богу — с радостью. И что мне делать? Я же не будет каждому рассказывать о том, что у меня на душе, верно? Я поисповедуюсь своему собрату, может быть, если нужно, с епископом это постараюсь обсудить, а с прихожанами я буду говорить ровно, спокойно и так, как требуется говорить пастырю на исповеди, потому что человек ко мне со своей бедой пришел, ему и так сложно — что же, я ему еще и свою беду передам? Нет, я ее обсужу с тем, кто сможет это понести. Лицемерю с тут? Ну… я, в общем, не показываю того, что у меня на душе, так?

Дальше. Вот есть человек, который, например, Вам глубоко неприятен. Вы разве каждому человеку стремитесь сообщить, как он Вас раздражает своим внешним видом, манерой одеваться, говорить и так далее? Я не думаю. Все-таки, когда этого не требует конкретная ситуация, мы предпочитаем других людей не ранить, сообщая им о том, как нас выводит из себя звук их голоса или странный маникюр (я условно). Скорее, мы промолчим, чтобы не вносить лишнюю (и ненужную) напряженность в рабочем коллективе или дружеской компании. В конце концов, человек свободен и может одеваться и говорить так, как считает нужным, что тут сделаешь?

Бывает, что между прихожанами есть прямо ненависть, такая, что аж искры летят. Для меня, как для пастыря, это очень больной момент, сердце кровью обливается. Но если, например, раньше эти люди ругались или отпускали в адрес друг друга колкости, а сейчас научились хотя бы молчать и просто улыбаться, возможно, это шаг к тому, чтобы оба, наконец-то, признали право друг друга быть такими, каковы они есть, а не такими, какими им хотелось бы чтобы был другой человек. Понимаете, да?

Это я про хорошие варианты несоответствия внешнего и внутреннего.

Я знаю, бывает, что человек улыбается, а за спиной замышляет подлость, возможно, в самый момент, когда улыбается. Это очень страшно, больно, жестоко. К сожалению, человек подвержен греху. И если он так поступает, значит, в этот момент он очень слабый духовно, и поэтому греховные страсти, ошибочные мысли, чувства и идеи, которые противоречат любви, взяли над ним верх. Почему говорят, что надо грех осудить, а грешника — нет? Потому что каждый человек потенциально подвержен одинаковым страстям, и как кто с ними борется — это очень непростое и очень личное, индивидуальное дело. Или почему не борется — тоже.

В храм приходят не святые, а те, кто хочет исправиться и хоть теоретически понимает, что что-то с ним не то. Насколько он в этом успешен, зависит от многих факторов.

Вы, если видите такое, постарайтесь помолиться о человеке кратко своими словами («Господи, умудри его!») и непременно молитесь о себе, чтобы и Вам, когда будете взрослее, опытнее, когда будет больше жизненных ситуаций и искушений, не поддавались тем страстям, которые так больно ранят Вашу душу сейчас, когда Вы их видите в других.

И, кстати, говорят, что мы как раз лучше всего в другом видим те страсти, которым сами подвержены. Если Вы сейчас такое лицемерие не реализуете, это прекрасно. Но имейте в виду, что опасность есть и нужно за этим моментом в себе следить. И быть и к другим побережнее, и чистоту собственной души постараться сохранить, с Божией помощью.

Храни Вас Господь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: