Вопрос читателя:

В течении многих веков у всех живущих на земном шаре людей — больших народностей и маленьких племён, у высокоразвитых цивилизаций вроде египтян, ацтеков., греков и т. д., у дикарей вроде пигмеев, были свои боги, божки, идолы и т. д. Эти божки и идолы были добрые, злые, кровавые — разные. У каждой религии было, а у многих и сейчас есть, своё представление о происхождении мира, человечества. Народы, у которых была письменность, записывали свои мифы, другие передавали устно.

Так почему за основу христианской религии были взяты мифы народа, который даже не имел своей территории? Почему мы должны верить тому нелепому библейскому описанию происхождения мира и человека, и главное, почему мы должны верить тому, что Иисус Христос был рождён от этого злобного, мстительного божка? Почему нам утверждают, что Библия — самая великая книга человечества? Этот сборник древнееврейских мифов? Почему древнегреческие или древнеславянские мифы считаются сказками, а древнееврейские — истиной в последней инстанции?

И если даже предположить, что Библия и правда Святая книга, то почему я должна восхищаться Богом, который ненавидел людей, всячески нам мстил, постоянно пытался нас уничтожить и от этой своей злости лишил людей возможности разговаривать на одном языке, заложив этим ненависть и презрение к людям другой национальности? Я верю в то, что наш мир создан высшим существом или высшими силами, но при всём желании не могу верить в древние сказки. Тем более, в злые.

Людмила

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Людмила!

Ваше неверие — действительно проблема для Вас. Поскольку оценки, которые Вы даете тексту Священного Писания чрезвычайно эмоциональны, далеки от объективности и собственно знания критикуемого предмета. Более того, Вы делитесь своими оценками с теми, кто никак их не может поддержать и разделить. Возможно, это значит, что Ваша душа болит от языческих мудрствований разума.

Для того, чтобы обоснованно критиковать Священное Писание, даже не как предмет веры, а литературный источник, хорошо бы иметь о нем более глубокие представление, для чего ознакомиться, например, с многовековой традицией понимания и толкования тех частей Библии, которые лично у Вас вызывают вопросы.

Начиная от библейского Шестоднева, который был написан на языке и в терминах, доступных для понимания людей определенного уровня культуры и заканчивая особенностями жизни народов Ближнего Востока, которые определили те или иные установления, которые с высоты евангельской по своей сути морали нам кажутся неприемлемыми.

Юрий Лотман, отмечая в своих «Беседах о русской культуре» отличие культурного человека, говорит о том, что культурный человек испытывает, сталкиваясь с чем-то для себя новым, интерес. А некультурный — озлобляется.

Идея искусственного разрыва между Богом Ветхого и Нового Завета не нова. Не знаю известно ли это Вам, но Вы повторяете аргументацию древнехристианских еретиков — маркионитов, которых критиковал в III веке по Рождестве Христовом ещё Тертуллиан, а затем Климент Александрийский, Ориген, Иустин Философ, блаженный Августин и многие другие.

Богохульство, которое Вы позволяете себе в отношении Бога Отца, опровергается Самим Христом. В Евангелии от Иоанна читаем: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14, 12-14).

То есть Сам Христос учит нас молиться не Себе только, но Небесному Отцу, что подтверждается текстом единственной молитвы, данной нам Самим Христом, которая начинается словами «Отче наш...».

Слова о неразрывной связи Отца и Сына можно прочитать и дальше в 14 главе Евангелия от Иоанна, а в 15 главе мы читаем: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15, 16-17). Вновь Господь призывает молиться не Себе, но Небесному Отцу.

Ваша критика Ветхого Завета и попытка оторвать от него личность Иисуса Христа также опровергается Самим Господом, Который говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5,17).

Господь расширил и углубил наше понимание Закона, открыв нам истину о Боге — Любви и любви как главной заповеди Нового Завета. При внешней простоте формулировок этот закон оказался одним из самых неприемлемых для последователей завета Ветхого и трудноисполнимым для последователей завета Нового.

Ваше письмо, как я уже писал в начале, свидетельствует о том, что Ваша душа не находит успокоения в древних языческих богохульствах.

И поймите, сейчас те реалии, для который то поведение Бога, которое описано в Ветхом завете, уже совершенно неактуальны. Мы живем в другом мире, многие установления которого продиктованы в том числе стремлением жить по-христиански. И Ветхий Завет уже заменен Новым Заветом, в котором Вы встретите совершенно другие отношения между человеком и Богом, совершенно другие. Так что не закапывайтесь сильно в том, что уже исполнено и время чего прошло, смотрите на то, что актуально сейчас.

Желаю Вам, чтобы Господь Иисус Христос привел Вас к истине лишь Ему ведомыми путями.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
0
Сохранить
Поделиться: