Вопрос читателя:
Здравствуйте. Недавно мне исполнилось 18 лет, мир, к которому я привык, начал переворачиваться с ног на голову по многим причинам, и вера для меня оставалась единственным «островком», который никогда не меняется, все нужные ответы я находил в вере. Однако, мне страшно это осознавать, но сейчас вера тоже во мне пошатнулась.
Дело в том, что я с детства интересуюсь различными культурами и мифологиями мира, и недавно, читая очередную статью, наткнулся на некоторые несоответствия в Библии старого и нового Заветов: возникает ощущение, что ты читаешь про разных богов. В Новом Завете и Евангелии Он представлен любящим и справедливым, готовым прощать, а в Старом Завете предстаёт больше кровожадным и ужасным. Например, взятие Иерихона. Я просто не способен осознать, почему Бог разрешил убивать. Допустим, жители земель, куда пришёл народ Моисея, поклонялись лжебогам и всяким демонам. Логично, что изменять этих людей скорее всего бесполезно, и при общении с ними иудейский народ может развратиться и отвернуться от истинного Бога. Чтобы этого не произошло, нужно истребить носителей всяких культов и тому подобное. Но за что убивать детей? Дети не виноваты в том, что делают их родители. Неужели я верю в столь жестокого Бога? Но Иисус учит добру, прощению, любви, говорит, что Бог есть свет и любовь.
Михаил
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Михаил! Поскольку Вы задали сразу несколько вопросов, постараюсь отдельно ответить на каждый из них.
О разных образах Бога в Ветхом и Новом Заветах есть материал на нашем сайте.
В частности, принцип восприятия того, о чем Вы пишете, в нем описан следующим образом:
«Мы действительно можем заметить разницу в образе Бога у различных библейских авторов, и это не должно нас смущать. Священное Писание — это свидетельство Божьего народа о Боге (не всегда прямая речь Бога), и это свидетельство меняется по мере того, как люди возрастают в богопознании. Откровение постепенно разворачивается в истории — по мере того, как развивается способность людей его вместить. Люди узнают все больше и больше о Боге, их представления о Нем становятся все более точными, но это всегда один и тот же Бог».
Непосредственно про жестокости в Ветхом завете есть статья Дикости и жестокости Ветхого Завета. Приглашаю Вас прочитать оба текста полностью.
Здесь же кратко скажу, что подобные мысли уже приходили в голову древним последователям ереси маркионитов и были опровергнуты Церковью. Дело в том, что Священное Писание, в особенности Ветхого Завета, — это далеко не всегда речь Самого Бога. По большей части это свидетельство о Нем тех, кто общался с Богом. При этом на само общение и на то, как передавался его результат остальному народу Израиля, конечно, влиял уровень знаний, культуры, обычаи и традиции того времени.
О сути этой проблемы рискну привести известный анекдот:
Попал как-то креационист в рай и беседует с Богом. — Господи, расскажи, как ты сотворил Вселенную? — Ну, Большой Взрыв, частицы и античастицы, экспоненциальное расширение, ну да вы ж сами в курсе. — А как ты сотворил всё живое? — Ну, абиогенез, потом эволюция, и потихоньку всё произошло, ну так ваши ж ученые во всем давно разобрались. — А человека, человека-то ты как сотворил? — Ну, приматы, опять эволюция, ну и не без труда конечно… так вы же это даже в школе изучаете. Ты что, в школе не учился? — Но ведь в Библии-то написано про семь дней и тому подобное! — А как мне было тамошним дикарям объяснить про античастицы, абиогенез и эволюцию?!
Понятно, что это шутка, но проблему уровня восприятия она отражает весьма точно.
Тогда как Новый Завет — это, в первую очередь слова Самого Господа и Спасителя Христа. Они тоже переданы нам в разных вариантах, но мы видим по реакции слушателей насколько иногда они удивлялись тому, что говорил и делал Господь Иисус Христос. Это отличалось от представлений людей о Боге, при этом полностью совпадая с Его Волей.