В десятой главе Евангелия от Луки Иисус Христос, собрав апостолов от семидесяти, отправляет их на проповедь и дает в том числе такое наставление: не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте (Лк 10:4). Почему же Господь запрещает апостолам приветствовать тех, кто повстречается им на пути? Разве не нужно и этим людям нести свет Евангелия?
Дело в том, что приветствия восточных народов, населявших в том числе и Иудею, представляли собой целую церемонию, включавшую в себя многократные пожелания благополучия человеку и всему дому его: и скажите так: «здравствуй, мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему…» (1 Цар 25:6).
Восточные приветствия предполагали также неоднократное пожатие руки, объятия и поцелуи: Моисей вышел навстречу тестю своему, и поклонился ему, и целовал его, и после взаимного приветствия они вошли в шатер (Исх 18:7).
Далее могли последовать расспросы о здоровье самого путника и его семьи, его доме и занятиях.
Так могли приветствовать друг друга не только знакомые, но и чужие люди.
Сознательное уклонение от этой традиции встречается уже в Ветхом Завете. Пророк Елисей, посылая своего ученика Гиезия воскресить сына вдовы самаритянки, так наставлял его: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему (4 Цар 4:29).
Христос же говорит апостолам, что им не следует тратить время на праздные разговоры, поскольку дело их срочное: им нужно спешить рассказать людям о пришествии Спасителя. Они — посланники, гонцы, а гонцы по традиции освобождались от необходимости церемониально приветствовать тех, кто встретится им на дороге.
В толковой Библии профессора А. П. Лопухина отмечается, что Христос так поучает своих учеников еще и потому, что проповедь Слова Божьего не должна совершаться на дороге — в спешке и мимоходом, но должна быть произнесена обстоятельно и с вниманием в домах и городах.
Отправляя учеников на проповедь, Христос не желает, чтобы Его ученики были невежливы или лишали своих попутчиков возможности услышать Благую Весть. Он указывает на то, что апостолам следует спешить в города на проповедь, не отвлекаясь по дороге, а проповедуя, напротив, избегать всякой спешки.