Почему Церковь против эвтаназии? Разве Богу угодно, чтобы человек мучился? - Православный журнал «Фома»
Почему Церковь против эвтаназии? Разве Богу угодно, чтобы человек мучился?
Photo by insung yoon on Unsplash

Почему Церковь против эвтаназии? Разве Богу угодно, чтобы человек мучился?

4 мин.
iframe
Код скопирован

Церковь учит, что жизнь каждого человека находится в руках Божьих. Это означает, что мы не вправе самостоятельно обрывать наше физическое существование. Делая выбор в пользу самоубийства — а эвтаназия есть не что иное, как узаконенный суицид, — пациент тем самым совершает самую большую и горькую ошибку: уходит в вечность, отягощенный грехом противления воле Божьей, и лишает себя возможности принести покаяние в содеянном. Ведь покаяние, или, иначе, изменение, перемена, возможно только при жизни, поскольку в загробном мире человек меняться уже не может. И дело тут не в том, что Бог не принимает к Себе самоубийцу. Последний сам не способен находиться с Богом, потому что этому препятствует состояние его души. Не имея возможности покаяться, он таким образом сознательно обрекает себя на вечную погибель.

Богу не угодно, чтобы человек мучился. Физические страдания — свойство нашей падшей природы, подверженной после грехопадения истощению, смерти и тлению. Они идут вразрез с изначальным замыслом Творца, создавшего человека для блаженной жизни в райском саду. На каждом богослужении мы просим у Господа, чтобы Он даровал нам «христианскую кончину... безболезненную, непостыдную и мирную», а Церковь выступает за использование медикаментозных и иных средств, которые способны облегчить последние дни жизни больного, сделать его уход из жизни достойным. «Когда активная терапия становится невозможной, ее место должна занять паллиативная помощь (обезболивание, уход, социальная и психологическая поддержка), а также пастырское попечение. Все это имеет целью обеспечить подлинно человеческое завершение жизни, согретое милосердием и любовью», — говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

В том же документе изложена и четкая позиция Церкви в отношении эвтаназии: «Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией “не убивай” (Исх 20:13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию)».Эвтаназия называется «формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент». Однозначное осуждение практики эвтаназии содержится в заявлении, сделанном по итогам встречи Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска в Гаване. «Распространение так называемой эвтаназии приводит к тому, что престарелые и больные начинают ощущать себя чрезмерным бременем для своих близких и для общества в целом», — сказано там. Митрополит Волоколамский Иларион называет эвтаназию «преступлением человека против самого себя и против общества», которое свидетельствует о глубокой духовной болезни общества.

Такое отрицательное отношение Церкви к эвтаназии связано с пониманием того, что человеческая жизнь — чудо и драгоценный дар, манипулирование которым абсолютно недопустимо, греховно и преступно. Опыт стран, где эвтаназия легализована, показывает, что ее распространение очень быстро приводит к девальвации ценности жизни, а в ряде случаев вызывает такое явление, как принуждение к самоубийству в целях прагматической целесообразности. Еще в 2015 году центр биоэтики «Anscombe» опубликовал данные, согласно которым в странах, где разрешена эвтаназия, сделать ее становится все проще и проще. В докладе отмечается, что если раньше эвтаназия предусматривалась только для неизлечимо больных, то со временем право на нее получили и люди, страдающими другими заболеваниями: болезнью Паркинсона, артритом, психическими заболеваниями и даже просто ухудшениями зрения и слуха.

Снятие общественного табу с самоубийства вызывает к жизни явление, свойственное ряду примитивных языческих племен, где пожилым и недееспособным членам, которые не могли работать и обеспечивать себя сами, предлагалось добровольно уйти из жизни. Так, некоторое время назад широкую известность получило мнение британского философа баронессы Уорнок, открыто заявившей, что люди, страдающие деменцией (ослабление умственных способностей, не причиняющее, однако, физических страданий) обязаны умереть, так как они «впустую расходуют ресурсы общества». Как отметил в одном из своих выступлений пресс-секретарь христианской организации Christian Action Research Education (CARE) Джеймс Милдред, «стоит лишь приоткрыть эвтаназии дверь — ее тут же начнут пытаться распахнуть все шире и шире».

Наконец, нельзя не упомянуть, что эвтаназия, которая всегда совершается при участии медицинского работника, противоречит клятве Гиппократа, в которой говорится, что врач должен защищать человеческую жизнь и никогда ее не отнимать. Вместо того чтобы исполнять свой долг, облегчать человеческие страдания и спасать жизни, доктор занимается прямо противоположным — помогает умерщвлять тяжелобольных.

В переводе с греческого эвтаназия — это благая или хорошая смерть. В христианском понимании такая смерть не имеет ничего общего с навязанным извне решением отчаявшегося или находящегося в депрессии человека оборвать свою жизнь. Непостыдная христианская кончина — это уход человека в вечность в смиренном принятии воли Божией о себе. Это смерть подвижника, победившего страсти, стяжавшего мирный дух, и свободно предающего свою душу в руки Творца.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (53 голосов, средняя: 4,87 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Наталья
    Наталья1 год назадОтветить

    Похоже, Михаил обиделся. Правильно ли это?
    Простите, у меня не хватает умственных способностей, чтобы именно так интерпретировать свои слова, которые вы процитировали в первом абзаце. Я бы до такого не додумалась. Не сомневалась, что вы поймёте, что это был сарказм на ваши слова о том, что все, что попускается/посылается Богом, улучшает духовное состояние людей. Но вот зря не сомневалась.)
    Вы не можете ответить. И поэтому пишете, что я вас обвиняю? Уже во второй раз. Я ни в чем не обвиняю вас, я с вами бе-се-ду-ю, делюсь своими мыслями.
    То, что Господь, видя страдания человека, знает, что он не выдержит их и покончит с собой - очевидно. Думать иначе,что, мол, не знает, - значит, иметь ошибочное представление о Божием всеведение, ставить это под сомнение.
    Отсюда и возникает абсолютно закономерный вопрос: ну если Бог это знает - что же Он тогда не ослабит страдания этого человека? Вы же, видя, что ваш ребенок пытается залезть в розетку, подбежите и отдернете его руку, не так ли? Или дадите ему сделать свободный выбор?
    А если родные страдающего человека ещё и молятся Господу о том, чтобы Он облегчил его страдания? А Бог все равно не облегчает, в результате человек, не выдержав, накладывает на себя руки? Если даже молитвы об облегчении мучений остаются неисполненными Богом? Тогда что?
    Если вы постоянно пишете "мы не знаем" - тогда мы и наверняка не знаем, что все самоубийцы идут в вечные муки. Жестоко отставлять человека в муках, если Бог знал, что он не выдержит их, но все равно не ослабил. Да ещё, если при этом за этого человека молились его родные. Тогда это выглядит вообще запредельно жестоко. Но пока вы лично не столкнетесь с такой ситуацией - не поймёте. Сытый голодного не разумеет, даже если он верующий, к сожалению. Будет и дальше размышлять по православной методичке: сам-то с таким не сталкивался.
    И удивляет другое: за своими обидами (раз вы считаете, что я вас "обвиняю") вы не видите боли, которая во мне. А свои обиды на пустом месте видите и лелеете.
    Вам порой пишут люди, из которых просто истекает боль. Но в силу каких-то причин вы как будто не видите этого. И ведь вы христианин. Давно хотела написать это. Простите.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

      Михаил был в коротком отпуске, и не открывал компьютера. Я рад, что Вы не оставляете темы, это показывает Вас как горячего и целеустремленного человека, с таким приятно разговаривать.

      На закономерный вопрос о том, что может сделать Бог (и что в итоге делает) глядя на наши страдания ответ все тот же: Бог не человек, поэтому любые аналогии тут справедливы лишь отчасти. Мы не знаем и не можем знать полной картины событий жизни конкретного человека и всех без исключения взаимосвязей этой жизни с другими, так что те вещи, которые нам с земной точки зрения могут показаться злыми или несправедливыми, на самом деле вполне могут являться благом с точки зрения Бога. И в том то и состоит наша задача, чтобы доверять Ему, принимать даже то, что нам не очень то и хотелось бы.

      В вопросе оценки самоубийства Вам возможно поможет вот этот ответ отца Виктора: https://foma.ru/chto-budet-s-dushoj-samoubijcy.html В частности он упоминает, что самоубийство в момент помешательства не вменяется в вину, поскольку человек себя не контролирует (а от ужасных мучений, от боли, насколько мы знаем, помешательства случаются). Жаль только что строгое следование вероучению Вы видите исключительно как признак отсутствия опыта в этом вопросе, а не как признак того, что именно "методичка" помогла сохранить себя в сложной ситуации.

  • Наталья
    Наталья1 год назадОтветить

    Смотрю, упорно не публикуете мой комментарий. Надеюсь, это не связано с личной неприязнью.
    Простите, у меня не хватает умственных способностей, чтобы именно так интерпретировать свои слова, которые вы процитировали в первом абзаце. Я бы до такого не додумалась. Не сомневалась, что вы поймёте, что это был сарказм на ваши слова о том, что все, что попускается/посылается Богом, улучшает духовное состояние людей. Но вот зря не сомневалась.)
    Вы не можете ответить. И поэтому пишете, что я вас обвиняю? Уже во второй раз. Я ни в чем не обвиняю вас, я с вами бе-се-ду-ю, делюсь своими мыслями.
    То, что Господь, видя страдания человека, знает, что он не выдержит их и покончит с собой - очевидно. Думать иначе,что, мол, не знает, - значит, иметь ошибочное представление о Божием всеведение, ставить это под сомнение.
    Отсюда и возникает абсолютно закономерный вопрос: ну если Бог это знает - что же Он тогда не ослабит страдания этого человека? Вы же, видя, что ваш ребенок пытается залезть в розетку, подбежите и отдернете его руку, не так ли? Или дадите ему сделать свободный выбор?
    А если родные страдающего человека ещё и молятся Господу о том, чтобы Он облегчил его страдания? А Бог все равно не облегчает, в результате человек, не выдержав, накладывает на себя руки? Если даже молитвы об облегчении мучений остаются неисполненными Богом? Тогда что?
    Если вы постоянно пишете "мы не знаем" - тогда мы и наверняка не знаем, что все самоубийцы идут в вечные муки. Жестоко отставлять человека в муках, если Бог знал, что он не выдержит их, но все равно не ослабил. Да ещё, если при этом за этого человека молились его родные. Тогда это выглядит вообще запредельно жестоко. Но пока вы лично не столкнетесь с такой ситуацией - не поймёте. Сытый голодного не разумеет, даже если он верующий, к сожалению. Будет и дальше размышлять по православной методичке: сам-то с таким не сталкивался.
    И удивляет другое: за своими обидами (раз вы считаете, что я вас "обвиняю") вы не видите боли, которая во мне. А свои обиды на пустом месте видите и лелеете.
    Вам порой пишут люди, из которых просто истекает боль. Но в силу каких-то причин вы как будто не видите этого. И ведь вы христианин. Давно хотела написать это. Простите.

  • Наталья
    Наталья1 год назадОтветить

    Простите, у меня не хватает умственных способностей, чтобы именно так интерпретировать свои слова, которые вы процитировали в первом абзаце. Я бы до такого не додумалась. Не сомневалась, что вы поймёте, что это был сарказм на ваши слова о том, что все, что попускается/посылается Богом, улучшает духовное состояние людей. Но вот зря не сомневалась.)
    Вы не можете ответить. И поэтому пишете, что я вас обвиняю? Уже во второй раз. Я ни в чем не обвиняю вас, я с вами бе-се-ду-ю, делюсь своими мыслями.
    То, что Господь, видя страдания человека, знает, что он не выдержит их и покончит с собой - очевидно. Думать иначе,что, мол, не знает, - значит, иметь ошибочное представление о Божием всеведение, ставить это под сомнение.
    Отсюда и возникает абсолютно закономерный вопрос: ну если Бог это знает - что же Он тогда не ослабит страдания этого человека? Вы же, видя, что ваш ребенок пытается залезть в розетку, подбежите и отдернете его руку, не так ли? Или дадите ему сделать свободный выбор?
    А если родные страдающего человека ещё и молятся Господу о том, чтобы Он облегчил его страдания? А Бог все равно не облегчает, в результате человек, не выдержав, накладывает на себя руки? Если даже молитвы об облегчении мучений остаются неисполненными Богом? Тогда что?
    Если вы постоянно пишете "мы не знаем" - тогда мы и наверняка не знаем, что все самоубийцы идут в вечные муки. Жестоко отставлять человека в муках, если Бог знал, что он не выдержит их, но все равно не ослабил. Да ещё, если при этом за этого человека молились его родные. Тогда это выглядит вообще запредельно жестоко. Но пока вы лично не столкнетесь с такой ситуацией - не поймёте. Сытый голодного не разумеет, даже если он верующий, к сожалению. Будет и дальше размышлять по православной методичке: сам-то с таким не сталкивался.
    И удивляет другое: за своими обидами (раз вы считаете, что я вас "обвиняю") вы не видите боли, которая во мне.А свои обиды на пустом месте видите и лелеете.
    Вам порой пишут люди, из которых просто истекает боль. Но в силу каких-то причин вы как будто не видите этого. И ведь вы христианин. Давно хотела написать это. Простите.

  • Наталья
    Наталья1 год назадОтветить

    Простите, у меня не хватает умственных способностей, чтобы именно так интерпретировать свои слова, которые вы процитировали в первом абзаце. Я бы до такого не додумалась. Не сомневалась, что вы поймёте, что это был сарказм на ваши слова о том, что все, что попускается/посылается Богом, улучшает духовное состояние людей. Но вот зря не сомневалась.)
    Вы не можете ответить. И поэтому пишете, что я вас обвиняю? Уже во второй раз. Я ни в чем не обвиняю вас, я с вами бе-се-ду-ю, делюсь своими мыслями.
    То, что Господь, видя страдания человека, знает, что он не выдержит их и покончит с собой - очевидно. Думать иначе,что, мол, не знает, - значит, иметь ошибочное представление о Божием всеведение, ставить это под сомнение.
    Отсюда и возникает абсолютно закономерный вопрос: ну если Бог это знает - что же Он тогда не ослабит страдания этого человека? Вы же, видя, что ваш ребенок пытается залезть в розетку, подбежите и отдернете его руку, не так ли? Или дадите ему сделать свободный выбор?
    А если родные страдающего человека ещё и молятся Господу о том, чтобы Он облегчил его страдания? А Бог все равно не облегчает, в результате человек, не выдержав, накладывает на себя руки? Если даже молитвы об облегчении мучений остаются неисполненными Богом? Тогда что?
    Если вы постоянно пишете "мы не знаем" - тогда мы и наверняка не знаем, что все самоубийцы идут в вечные муки. Жестоко отставлять человека в муках, если Бог знал, что он не выдержит их, но все равно не ослабил. Да ещё, если при этом за этого человека молились его родные. Тогда это выглядит вообще запредельно жестоко. Но пока вы лично не столкнетесь с такой ситуацией - не поймёте. Сытый голодного не разумеет, даже если он верующий, к сожалению. Будет и дальше размышлять по православной методичке: сам-то с таким не сталкивался.
    И удивляет другое: за своими обидами (раз вы считаете, что я вас "обвиняю") вы не видите боли, которая во мне. А свои обиды на пустом месте видите и лелеете.
    Вам порой пишут люди, из которых просто истекает боль. Но в силу каких-то причин вы как будто не видите этого. И ведь вы христианин. Давно хотела написать это. Простите.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

    Да, Вы не писали, что самоубийство посылает человеку Бог, но Вы писали "самоубийство от невозможности терпеть страдания - это существенно улучшает духовное состояние родных несчастного, да и ему только во благо", что в контексте моих слов о том, что Бог посылает нам только благо выглядит именно как обвинение меня в том, что я считаю что Бог посылает человеку самоубийство.

    А я отвечу еще раз: мы не знаем, почему Бог посылает нам то или иное, и посылает ли нам что-то конкретное именно Бог, или это происходит по Его попущению. Исходя из этого просто нет логики в рассуждениях о том, почему Бог ослабляет или не ослабляет страдания какого-то конкретного человека. Мы узнаем это лишь когда наш земной путь кончится. Сейчас мы можем лишь довериться Богу и с достоинством принимать испытание.

    Вопрос о духовной пользе от самоубийства вовсе абсурден, поскольку сделать самоубийство или не сделать это решает человек, а не Бог. Всеведение Бога не предопределяет поступки человека. Надеюсь, Вы это поймёте.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

    Тут мне не с чем спорить. Нюанс разве что в том, что эвтаназия это самоубийство в любом случае, поскольку законный представитель не вправе дать согласие на процедуру, если пациент ранее не счел ее возможной (во всяком случае, на территории РФ). Это очень, очень затратный процесс, надо заполнить кипу бумаг и заплатить кучу денег, так что тут все очевидно. Не стоит путать недобровольную эвтаназию с просто отключением от аппарата жизнеобеспечения.

  • Радик
    Радик1 год назадОтветить

    Уважаемый Кузнецов Михаил, правильно, я не знаю вас, а вы не знаете меня. Статья мне не понравилась, все однобоко, без пояснений. Решение об эвтаназии несколько, и если решение принимается не от того человека, кто возможно будет умершвлен, то это убийство, о чем в статье не сказано. Если же решение об эвтаназии принимает сам человек, то это однозначно самоубийство. Это смертный грех, в котором человек не может покаяться. Но не только один, а сразу несколько смертных грехов, ведь причины: уныние, трусость, самолюбие, гордыня, неверие в себя, подталкивают к самоубийству. А самое главное недоверие Господу, неверие в промысел Божий.
    Храни и вразуми нас всех Господь Бог!

  • Наталья
    Наталья1 год назадОтветить

    Я ни разу не писала, что Бог посылает человеку самоубийство. Я говорю о другом: Бог, зная, что человек не выдержит попущенных страданий и убьет себя, - не ослабляет этих страданий.
    Раз вы утверждаете, что нет никакого ухода от ответа (но при этом ни разу не ответили ни на один вопрос))), спрошу вас ещё раз.

    Для чего Бог не ослабляет страданий тяжко болеющему человеку, зная, что он не выдержит их и наложит руки на себя?

    И при данных обстоятельствах какая духовная польза от самоубийства близкого для его родных?

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

    Конечно, абстрактно рассуждать легко и приятно. Но проблема в том, что в конце рассуждений их надо применять к реальной жизни. Эти абстрактные рассуждения - не мои, они сформулированы за столетия богословских трудов, выводы этих рассуждений сформулированы людьми которые так же как и мы жили, страдали, смертельно болели, хоронили друзей и родителей, участвовали в войнах и видели смерть прямо перед собой. И ничего из этого не мешало им прийти к выводу о том, что все, что посылает нам Бог - это благо, даже если мы этого не понимаем, или по крайней мере не понимаем сейчас. Самоубийство от невозможности терпеть страдание Бог не посылает человеку, человек сам принимает решение о самоубийстве, так что тут к сожалению Вы ошибаетесь в трактовке.

    Так что повторюсь еще раз - нет никакого ухода от ответа. Почему Бог поступает так или иначе мы не знаем и не узнаем скорее всего при этой жизни, но мы верим, что любое Его решение ведет к тому, что лучше для нас самих. Роптать или довериться, биться головой об стену спрашивая "за что" или принимать и стараться извлекать духовную пользу для себя - это выбор человека.

    Вы ничего не знаете обо мне и о моей жизни, а я не горю желанием что-то рассказывать, но поверьте, прекраснодушная картинка очень гармонично (но не всегда легко, приходится так сказать работать над собой) встраивается в реальную жизнь и реальные примеры.

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь