Критики церковной практики крещения младенцев чаще всего ссылаются на следующее место Священного Писания: кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк 16:16), подчеркивая, что крещению должна предшествовать вера. Соответственно, поскольку младенец не может иметь такой веры, то и с крещением нужно обождать. Однако между евангельской последовательностью — сначала вера, а потом крещение — и обычаем крестить детей нет никакого противоречия. Крещение детей тоже совершается по вере — в данном случае по вере их родителей и восприемников, крестных, которые берут на себя обещание дать ребенку правильное духовное воспитание.

Дело в том, что ребенок — существо максимально несамостоятельное. В отличие от детенышей многих животных наши дети еще долгое время после рождения остаются беспомощными, несознательными и требуют особой заботы. Даже самый минимальный набор навыков выживания формируется у них лишь к 10 годам. Поэтому естественно, что в детский и подростковый период родители несут полную ответственность за своих чад, в том числе и духовную. Интересно, что люди, которые обычно возмущаются обычаем крестить детей во младенчестве, называя это чуть ли не насилием над личностью ребенка, не выступают против права родителей и общества на воспитание и образование подрастающего поколения. Рождаясь в определенной культуре и конкретной семье, младенец с самых первых дней испытывает влияние окружающего мира. В процессе воспитания и образования у него формируются привычки, мировоззрение, представления о том, что хорошо, а что плохо.

Если следовать логике противников младенческого крещения, ребенка до достижения им совершеннолетия нужно поместить в некое вакуумное пространство, внутривенно обеспечивая поступление в организм питательных веществ для поддержания жизненных сил. Ведь не только передача идеологических и мировоззренческих установок, но и выбор продуктов, который определяют родители или образовательное учреждение, можно при желании классифицировать как насилие — многие дети не любят кашу и предпочитают полезным продуктам сладости и чипсы.

Но если мы заботимся о воспитании и образовании наших детей, то тем более важно для верующих родителей духовное состояние их чад. И тут ключевым словом является «верующих». Крещение младенцев имеет смысл только при условии, что родители и крестные понимают, что это такое. Не случайно сегодня в приходах Русской Православной Церкви действуют катехизаторские курсы для родителей и восприемников, не живущих церковной жизнью, но желающих покрестить своих детей. Людям рассказывают об основах веры, читают Евангелие, отвечают на вопросы о духовной жизни. Тем самым Церковь подчеркивает: если для вас крещение не более чем красивый обычай, если вы хотите крестить своего ребенка, чтобы он не болел и у него «все было хорошо», или просто хотите укрепить дружеские отношения с потенциальными крестными, то с крещением следует подождать, разобраться в самих себе, а за это время узнать больше о Православии и ответственно и осознанно принять это важное и судьбоносное для ребенка решение.

Крещение — это вхождение человека в Церковь, в результате чего он становится частью Тела Христова, церковного организма, и получает возможность участвовать в таинствах, быть соучастником общецерковной молитвы. Крещение детей — не новый, но еще апостольский обычай. На это указывают те фрагменты Писания, где говорится, что Крещение принял «весь дом», очевидно, включая детей (напр., Деян 16:33), и полное отсутствие в первые века христианства полемики по этому вопросу, которая неизбежно возникла бы, если бы крещение младенцев стало утверждаться в противоречии с предыдущей практикой.

3
1
Сохранить
Поделиться: