В русском языке слово, обозначающее Таинство Крещения (вступление в члены Церкви), является однокоренным со словом «крест». В древнегреческом же языке для обозначения этого Таинства использовалось существительное τό βάπτισμα (baptisma), образованное от глагола βαπτίζω (baptidzo), что значит «погружать в воду», «окунать». Если τό βάπτισμα дословно переводить на русский, то это будет «погружение» или «окунание», «поглощение водой».

Таинство Крещения и его истолкование в святоотеческих трудах оказывается очень тесно связано со стихией воды, пропитано ее символикой. В Новом Завете Иоанн Креститель (Ιωάννης ὁ Βαπτιστής) крестит приходящих к нему в реке Иордан: «Я крещу вас в воде в покаяние» (Мф: 3,11). В нашей Церкви при Крещении трижды окунают крещаемого в воду.

Что в данном случае символизирует вода? Как вода смывает с человека грязь, так Крещение очищает человека от совершенных ранее грехов, после чего он воскресает для новой жизни. Поэтому Крещение неразрывно связано с покаянием – вступление в члены Церкви означает отказ от себя прошлого, от «ветхого человека». Поскольку Крещение должно знаменовать собой появление нового, возрожденного человека, его еще называют «баней пакибытия», т.е., купелью новой жизни.

Один из отцов Церкви и ранних апологетов Тертуллиан (II-III века после Рождества Христова) назвал Крещение «погружением в таинственную воду, омывшись которой получают свободу от грехов и пропуск в вечную жизнь». Тертуллиан говорит, что "мы же, рыбки, вслед за “рыбой” нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде". О том, почему рыба стала символом Христа, мы уже ранее писали в Толковом словаре.

Впрочем, важно понимать, что Крещение – это не магический обряд, который автоматически обеспечивает членство в Церкви. Главное условие его действенности – вера: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк: 16,16). Раз Крещение – это именно рождение в новую жизнь, значит оно только первый шаг на пути в Церковь. Поэтому, тот, кто крестился, но по отношению к Церкви держится отстраненно и в храм не ходит, похож на человека, который, например, поступил в вуз, но решил не посещать занятия, лекции и семинары. Понятно, что он вылетит на первой же сессии.

К Крещению надо приступать с верой, сознательно и ответственно, как к началу долгого и трудного пути. Но как тогда относиться к тому, что в наши времена принято крестить в Церкви младенцев? Ведь понятно, что они не могут сознательно принять Таинство, не могут, например, сами отречься от cатаны и произнести «Символ веры». Не является ли тогда их Крещение профанацией?

Дело в том, что Крещение младенцев – это акт доверия их семье и их крестным родителям (кстати, в случае с Крещением взрослых наличие крестных родителей совсем не обязательно). Восприемники дают обязательство, что они постараются воспитать своих крестных детей в вере и верности Церкви. Крестный – это не просто «друг семьи» или тот, кто теперь должен делать своим подопечным подарки к именинам. Прежде всего он отвечает за их христианское воспитание, должен служить им примером христианина и, как минимум, ежедневно молиться за них.

Только при этом условии Крещение маленьких детей является осмысленным шагом, а не всего лишь следованием плохо понимаемой традиции, потому что «все так делают».

На заставке фрагмент фото Eduardo Skinner

0
0
Сохранить
Поделиться: