Меня когда-то спросили, считаю ли я себя благородным человеком. Честно ответил, что, увы, нет. Не могу так сказать о себе. Но задумался о самом понятии. Благородство — что это?

Мне кажется, благородство — это сплав нескольких важных качеств, каждое из которых очень ценно само по себе. А также непременных обстоятельств.

Сначала об обстоятельствах.

Во-первых, благородство невозможно проявить вне действия, вне движения, вне ответственности за слова и дела. Предполагается, что человек делает что-то важное, от чего зависит и он сам, и, как правило, другой человек или масса людей.

Во-вторых, благородство проявляется в ситуациях конфликтных, при столкновении между людьми. Когда дело или действие натыкается на преграду. Речь не только о поединке или скандале — конфликт и столкновение бывают очень «тихими» и незаметными со стороны, но ранить могут не меньше...

В-третьих, предполагается, что в этом действии и в этом столкновении у человека есть некая сила, возможность нанести «удар». Ответить выстрелом на выстрел. Пусть иногда речь идет о ситуациях, когда наш герой безоружен и даже вовсе беззащитен. Тем не менее есть у него некое преимущество, превосходство, пусть и моральное.

Такие вот обстоятельства.

И какие же качества должен проявить в этих обстоятельствах человек, чтобы его можно было назвать благородным?

Прежде всего, верность — своему служению, своему долгу, убеждениям.

Потом — смирение. Четкое понимание: я служу долгу, делу, но не себе любимому. И умение распознать грань, где на самом деле «дело» и «долг» становятся прикрытием собственного эгоизма.

Затем — жертвенность. Готовность, не предавая убеждения и имея силу, тем не менее «вложить меч в ножны». Как в Евангелии, во время ареста Христа, когда был и меч, была и великая сила Самого Бога...

И наконец, благородство предполагает неосуждение и прощение противника, другого человека. Вплоть — иногда — до отказа от удара, от логичного и справедливого возмездия. Вплоть до тех слов, которые говорятся с Креста: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят»...

Вот таковы обстоятельства и качества, связанные с понятием благородства. И безусловно, благородные люди есть повсеместно. Просто не нужно искать их непременно в образе рыцарей, закованных в латы, или аристократов с проницательным взором. Вот я приводил в пример Христа. Но потому и отвергали Его многие, что он не был похож на вождя и не имел никакого внешнего могущества. Что Он дал Себя на растерзание — вместо того, чтобы растерзать своих врагов.

Но более потрясающего примера подлинного благородства, чем в Евангелии и истории святых, которые пытались идти за Ним, не найдется в мире...

0
0
Сохранить
Поделиться: