Настоящая старость — это демоверсия адской муки - Православный журнал «Фома»

Настоящая старость — это демоверсия адской муки

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Все-таки человек — патологически недоверчивое существо. В молодости он не верит, что существует здоровье, в зрелости не хочет знать, что старость неминуема, а в старости игнорирует тот факт, что смерть может прийти в любой момент — хоть сегодня к ужину. Он, конечно, знает, что так бывает, в книжках читал. Знает, но не верит. Если бы верил — жил бы иначе.

«Ну, ладно, — думает молодой недоверчивый человек. — Со здоровьем как-нибудь договорюсь. Таблеточки попью, операцию вовремя сделаю, все проблемы решаемы».

«Ну, ладно, — думает зрелый недоверчивый человек. — Старость, конечно, не радость, но и не катастрофа. Вот сейчас еще немного накоплю денег, буду ездить, мир смотреть, да и вообще — есть еще шанс умереть молодым».

«Ну, ладно, — думает старый недоверчивый человек. — Смерть может прийти завтра, а может через десять лет, поэтому лучше о ней вообще не думать…»

Патологически недоверчивый человек уверен, что грядущая старость — это просто возраст, утрата внимания со стороны противоположного пола и прогрессирующий дефицит здоровья.

Но старость — это нечто гораздо более неприятное. Настоящая старость — это процесс обрубания связей. Причем на этот раз не ты их обрубаешь, а они тебя.

Сначала уходят бабушки и дедушки. Потом уходят родители, тети, дяди, девери, золовки и прочие пернатые семейного гнезда. Затем — куда-то вдруг исчезают партнеры по бизнесу и попутчики по карьере. Они еще живы, но их уже нет, они были с тобой только потому, что ты был тем, кем ты был. Затем приходит время хороших знакомых, настоящих друзей, братьев, сестер, жен, мужей и не дай Бог — детей. Ты все чаще ходишь на кладбище — хоронить, поминать, а то и просто погулять. Ты больше не скорбишь об очередной утрате, потому что в своевременной смерти для тебя уже давно нет никакого трагизма. Тебе уже жалко не их, мертвых, а живого себя. Преобладающим чувством становится удивление: «А что я вообще тут делаю?»

Настоящая старость — это демоверсия адской муки

В какой-то момент ты просто перестаешь понимать этот мир. Все твои — уже там, реальность изменилась до неузнаваемости, она чужая, тебе в ней больше нечего делать. Какие-то новые технологии, которые уже поздно осваивать, какие-то новые правила жизни, которые реально бесят, даже звезды эстрады и кино все сплошь незнакомые. Все это вытесняет тебя на периферию жизни — которая и есть старость. Остатки здоровья становятся обузой, а долголетие — проклятием. Хочется лишь одного — сдаться без боя. Чтобы это был мгновенный инфаркт, а не мучительная онкология или затяжная болезнь Альцгеймера. А если комфортной смерти ты пока не заслужил — то уж лучше и правда в дом престарелых. Там, по крайней мере, ты не будешь одинок.

Настоящая старость — это контекстуальный синоним парализующего одиночества, демоверсия адской муки. Как бы человек ни выпендривался, как бы ни строил из себя высокоразвитого эгоиста, он все равно остается бесплатным приложением к мощному траффику вселенской любви.

И когда тебя больше некому загружать, когда ты выпадаешь из этого потока — вот тут и наступает всепоглощающая старость. Средство от этой муки, конечно, есть, но оно труднодоступно. Потому что патологически недоверчивый человек не верит в то, что у вселенского потока любви есть источник, который открыт для всех и неиссякаем. Даже если знает — не верит. Если бы верил — жил бы иначе.

Я видел много старых людей. Одним было двадцать лет, другим сорок, третьим восемьдесят. Но еще больше я видел людей молодых. Одним было двадцать лет, другим сорок, третьим восемьдесят. Недавно, например, я встретил дядю Сашу — очень молодого человека семидесяти пяти лет. Это было в деревне Свапуще Тверской области. Мы с друзьями в тот день совершали велопокатушку вокруг озера Селигер. Дядя Саша легко обогнал нас и припарковал свой велосипед возле местного сельмага — запастись едой на вечер. Это был уже двенадцатый день его путешествия, за это время он проехал 860 км по Новгородской, Псковской и Тверской областям. И такие подвиги он совершает раз в 2-3 месяца. Например, предыдущий марш-бросок был из Москвы в Челябинск. Куча друзей по всей стране, отличное самочувствие, стопроцентный контакт с реальностью и никакой старости.

Опыт общения с этими людьми научил меня не бояться шестидесяти лет, семидесяти лет, восьмидесяти лет. Я понял, что старости, на самом деле, не существует — стоит только это понять. Мы всегда на связи с тем, кто сказал: «Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною».

Последние годы нашей жизни — это всего лишь еще один шанс эту связь восстановить. Последняя возможность решить главную задачу своей жизни в досудебном порядке. Но кто сказал, что последние годы, месяцы, дни нашей жизни — они где-то там, в старости, а не здесь и сейчас? Недавно я общался с одним патологоанатом и он мне признался: «Человек на редкость глуп и беспечен. Морг — это то самое место, где отрицать этот факт невозможно. И ты знаешь — как только приходит вот это понимание, что человек не столько злодей, сколько дурачок — жить становится гораздо легче».

Я уже давно смирился с тем, что я глуп и беспечен. Я знаю, что перед смертью не надышишься, а все равно зачем-то дышу этим сладким ядом бессвязной жизни. Я ведь тоже патологически недоверчивый человек. Знаю, но не верю. Если бы верил — жил бы иначе.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (32 голосов, средняя: 4,63 из 5)
Загрузка...
5 сентября 2014
Поделиться:

  • ASDF
    ASDF2 года назадОтветить

    "Я уже давно смирился с тем, что я глуп и беспечен." - просто мой комментарий. Человеческая глупость и, тем более, беспечность, не является смягчающим обстоятельством нарушения Божьих заповедей. Убийца останется убийцей даже, если он "выполнил просьбу эвтаназии" по глупости или беспечности, или "выполнил плановый тысячный аборт". Человек, отрицая закон гравитации - все равно сломает шею, шагая в пропасть, даже если он дурачок, глуп и беспечен.

    Зачем дорожить мнением беспечного глупца? Вообще зачем читать статьи глупца? научиться глупости?

  • ASDF
    ASDF2 года назадОтветить

    Автор очень молод и здоров, чтобы так рассуждать. Идея хорошая. Но пример здорового бодрого 75летнего велосепидиста плохой. Не православный. У разумного 75летнего деда вся семья умерла раньше него? Если бы семья была жива, то он как отвественный православный семьянин помогал бы детям, внукам? Его, что одиночество вынудило ехать на велосипеде через пол страны? Пол страны знакомые и полная связь с реальностью в 75 лет - это что, идеал православного христианина? Граждане России не доживают до "старости", о которой говорит автор - это во-первых. Они умрут от мучительной онкологии или парализующей болезни обмена веществ или от инфаркта в 45 лет. Идея в статье хорошая. Но вывод сделан обманчивый. Потому, что источник любви в Боге. А Бог в церкви. Сколько бы человек не колесил в поисках "сомнительных временных связей" - ждать его будут только в одном месте. Двери всегда открыты. Но человек сам должен туда прийти. По своей "разумной" воле. И в евангелие от Матфея уже все подробно об этой теме расказано. Мф. 22:1–14

  • Наталья
    Наталья2 года назадОтветить

    Да, автор, очень жаль нас, людей. Мы беззщащитны перед старостью и скорбями. Мы не можем спрятаться от них. Нет у нас для этого пресловутого свободного выбора. Поэтому приходится подстраиваться психологически. Как вы. Вот такой "выбор".

  • Василий
    Василий2 года назадОтветить

    Пожалуйста, исправьте в тексте статьи ошибку - напишите слово Бог с заглавной буквы!

    • Редакция
      Редакция2 года назадОтветить

      Исправили! Спасибо.

  • Юлия
    Юлия2 года назадОтветить

    Мне неприятно читать текст из длиннющих предложений, между которых вклиниваются по две малютки-ремарочки, а потом возникает целая рота средних без особых претензий. Сложно заставить себя дочитать до конца, когда вступление занимает половину текста. И как странно наблюдать претензии автора к читателю, когда он ещё и до главной мысли своей-то не дошёл. В чем я виновата? О чем эта статья??? И кем я прихожусь автору, чтобы знать его сленг???? Я его друг с велопокатушек???
    У автора не такая плохая главная мысль, но как же трудно до неё добраться! Зачем же так усложнять? Зачем отталкивать читателя от смысла таким стилем письма? Это просто такая непонятная мне эстетика Набокова?

  • Нина
    Нина9 лет назадОтветить

    Обрубание связей - как обрубание пут и цепей, привязывающих тебя к жизни - а точнее, к этой бестолковой и бессмысленной суете, которую мы жизнью зовем. Старость - это скорее изысканный подарок для мудрых и зрячих, блаженное время неспешной и обстоятельной подготовки в дорогу - в Страну Желанную! Слава Богу за всё!

  • Елена
    Елена9 лет назадОтветить

    Дмитрий, читая Ваши статьи, я каждый раз восхищаюсь, как у Вас тонкость восприятия, удивительная чувствительность ко всему вокруг сочетаются с точностью выражения! А за эту статью о старости особенно Вас благодарю: она как будто для меня лично, как руководство к дальнейшей жизни, потому что на днях мне стукнуло пятьдесят.

  • Валентина
    Валентина9 лет назадОтветить

    Какая легкость пера...

  • Елена
    Елена9 лет назадОтветить

    А меня вот это утешило -
    "как только приходит вот это понимание, что человек не столько злодей, сколько дурачок — жить становится гораздо легче".

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь