
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Новый и очень любопытный опрос проходит сейчас в интернете. Проводит его Российское военно-историческое общество, которое объединяет крупных отечественных ученых, историков, искусствоведов, архитекторов, скульпторов. Из десяти мест, которые рассматривались для установки памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру в Москве, эксперты РВИО предложили на голосование три площадки. Зарядье, Боровицкая и Лубянская площади. Объявлено, что опрос будет проходить до 20 августа. А цель -- установить памятник работы скульптора Салавата Щербакова не позднее Дня народного единства, 4 ноября 2015 года.
Этот опрос продолжает цепь общественных обсуждений и острых споров вокруг проекта с монументом святому князю. И в числе оппонентов идее с установкой памятника выделяется, пожалуй, две основные группы. Первая саму возможность поставить в Москве памятник Крестителю Руси не оспоривает. Более всего вопросов у этих людей возникает по вопросу выбора места для установки. А вот вторая (причем, немалая часть) вновь и вновь, с энергичным и похоже, вполне искренним недоумением спрашивает: а зачем вообще Москве и москвичам образ князя, который скончался тысячу лет тому назад, задолго до основания российской столицы?..
Дискуссия по поводу места – понятна и, по-моему, уместна. Особенно, когда речь идёт о городе, где с памятниками творились самые странные и не особенно радующие «чудеса». Начиная с памятника Пушкину. По замыслу создателей, Пушкин выходил по любимому Тверскому бульвару вверх, к площади, и снимал шляпу, видя перед собой православный монастырь. Но в советское время Александр Сергеевич «перешёл» через площадь и оказался на пустыре, месте снесенного монастыря. А перед чем же он теперь обнажает голову– вариантов много, но все, увы, анекдотические. Пожалуй, это перемещение самое символическое, но в череде монументальных злоключений, к сожалению, скорее правило, чем исключение. Обо всех спорных и грустных случаях можно писать огромную книгу (а может быть, она и написана, просто я пропустил). Как на таком фоне не обсуждать варианты, коли речь идет о важном памятнике, да ещё и в центре города?..
Но это только мое мнение. Возможно, другие варианты чем-то убедительнее и лучше. Тут спор уместен, равно как и обсуждение качества самих памятников, поскольку есть явное ощущение, что с качеством возникли проблемы. Причем не сейчас, а пожалуй, со времён, когда ставили напротив Большого театра ныне снятого и забытого Свердлова.
А вот вопрос «Зачем нам князь Владимир» – совсем из другого разряда. И лично меня изумляют частота и уверенный тон, с которым вопрос (причем как риторический, решенный в пользу «незачем») задается.
Это уже не спор о вкусах, когда есть опасение поставить не то и не там. Тут возникает тема глубокого непонимания значения такого понятия как Традиция. Если бы только традиция политическая, то ладно. Хотя для христианизации политической культуры Руси и России князь Владимир фигура колоссальная. Неслучайно именно его сыновья, Борис и Глеб Владимировичи, решительно пойдут (ценой жизни!) на разрыв и с языческой, и с Римо-Византийской традициями политического братоубийства. И поразительным образом, будут приняты народным сознанием, станут и от Бога, и перед людьми первыми русскими святыми! Этого без Владимира невозможно представить. И неслучайно тысячелетние юбилеи Князя и его сыновей -- соседствуют.
Но если бы только политическая традиция… Речь ведь и о традиции духовной, точнее говоря, церковной! Сам святой Владимир говорил о своем воцерковлении: был зверь, стал человеком. Это очеловечивание через принятие Христа и помогло народу стать из союза племен народом; оно нам открыло – через многочисленные примеры наших святых – путь следования за Христом. Это лично касается каждого; это вопрос того, с кем наше сердце, от какого корня наша любовь, язык, образ отношений в семье и понимание того, что хорошо, а что дурно.
Когда-то Владимир, воинственный, амбициозный и необузданный человек – нашёл в себе силы смириться и изменить жизнь. Свою и наши. Через это деятельное смирение он преобразил общество, задал ему перспективу на огромные сроки, но что ещё важнее – призвал к преображению каждого из нас. Во Христе каждый теперь стремится преодолеть в себе звериное и обрести человеческое и божеское; каждый осознаёт себя причастным братству любви – независимо от меняющихся границ и смены режимов. И непонимание того, насколько важно для нас иметь перед глазами образ того, кому мы обязаны этим достоянием, больно ранит и заставляет задумываться о будущем наших детишек, о том, куда может завести такая, говоря фразой из «Собачьего сердца», разруха в головах.
Вопрос о памятнике святому князю Владимиру (какие бы опасения эстетического или политического свойства нас не посещали) не может и не должен быть для нас проблемой политиков или градостроителей. Это – выбор в пользу того церковного богатства, которое нельзя потерять и о котором нужна верная и крепкая память. Иначе пострадают вовсе не конкретные или абстрактные политики, чиновники или строители. Прежде всего, это будет наше собственное отречение, за которое обязательно будет нам выставлен совестью и Богом свой счёт…
От редакции. Подробный и обстоятельный разговор с Владимиром Гурболиковым о последствиях Крещения Руси и свято-владимирском наследии состоялся на радио «ВЕРА» в передаче «Светлый вечер» в канун тысячелетия памяти Святого князя Владимира. Послушать передачу можно здесь:
Светлый вечер с Владимиром Гурболиковым
На заставке: фото Артема Коротаева/ТАСС
Я говорю, что памятник можно поставить в другом месте и в другой форме
Москва перенасыщена всем. Ей не хватает пространства, свободы...
О чем мы говорим, Hola? В старинном Центре целые кварталы снесены...
Почему восстановленный храм в глубинке не может быть таким памятником?
Владимир Гурболиков, не цепляйтесь к одной фразе. Памятника не было и при царизме.... Зачем ограничиваться тогда одним св. Владимиром? каждому святому по памятнику в Москве.
Вы почему то не рассматриваете другие варианты вообще.
Вероника, слава Богу на Лубянке будет просто пешеходная зона и сквер.
Я считаю, что установить надо на Лубянке, а то коммунисты опять припрут туда Дзержиньского и ещё 450 млн.руб. из бюджета на это потратят.
Прочитала. И как мы столько лет жили без памятника? Для меня в этой святой семье есть две большие ложки дёгтя - Малуша и Рогнеда.
Хорошо, но почему памятник нужно ставить в Москве? поставьте в другом городе, в Твери, Калуге, Архангельске и т.д.
Хотя восстановить храм на эти деньги я считаю лучшим вариантом.
"Сколько лет жили без памятника..." Вот об этом и написал. Нет страха, потому что живую связь со святой историей вместе со многими добродетелями -- утратили. По-настоящему эту потерю - не оценили (кстати, отсюда отсутствие глубокого почитания и горячей молитвы к нашим мученикам ХХ века). И очень сложно теперь, при таком поломанном сознании, в котором нет места святому Владимиру, вернуться к церковности с её почитанием, смирением, нищелюбием, кротостью (даже при старании посещать храм)... В душе совсем иные идолы.:((
мысль не моя - а зачем памятник нужен вообще? И зачем ставить его в Москве, где всего достаточно, а Владимир никогда здесь и не был?
Лучше на эти деньги отреставрировать храм где-нибудь в глубинке, а может и два. А в том месте, где хотели поставить памятник разбить сквер.
Ощущение, что вопрос Вы задали сразу, даже не читая колонку... 🙁