Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы».
В прошлый раз мы говорили о всепокрывающей Божьей любви и том, как она соотносится с адом для грешников. Продолжим этот разговор сегодня.
Зачем посвящать свою жизнь поискам вечного спасения, когда его, возможно, и нет? Не получится ли, что люди, посвятившие себя поискам вечной жизни, потратили жизнь впустую?
Если нет жизни вечной, мы в любом случае потратили жизнь впустую. В интернете есть забавный ролик, про то, как некий благочестивый юноша умирает, ему после смерти является розовый единорог и сообщает, что никакой вечной жизни нет. Юноша глубоко огорчается, что он хранил целомудрие и вообще вел себя благочестиво вместо того, чтобы «наслаждаться жизнью». Комизм ролика в том, что если атеисты правы, ни у кого не будет возможности огорчиться после смерти. Там не будет сожалений о том, что мы распорядились своей жизнью как-то не так. Там вообще ничего не будет, и итогом любой жизни будет ничто.
Обычно предлагаемое в таких случаях утешение — живи так, чтобы остаться в благодарной памяти потомков, «их именами названы улицы и площади нашего города» — ничего не меняет в том, что лично тебя уже не будет, лично твоя жизнь прекратится навсегда, как и жизнь любого из потомков с их благодарной памятью.
Более того, благочестивая жизнь, которая ведет ко спасению, даже с чисто земной точки зрения есть не лишение, а приобретение. Нет, на самом деле, никакого убытка в том, чтобы вести нравственную жизнь, любить ближних, быть верным в браке и честным в делах.
Но, может, Бог и так позаботится, чтобы со мной было все в порядке?
Бог, несомненно, заботится. Но мы все обладаем свободной волей и сами являемся авторами своих решений. Если человек отказывается вступать в брак, опасаясь связанных с этим трудов и обязательств, нам не стоит ожидать, что в один прекрасный день он внезапно проснется счастливым семьянином. Скорее всего, он однажды проснется просто старым холостяком.
Аналогия тут, конечно, приблизительна. Не все призваны к браку, кто-то может быть счастлив и в безбрачной жизни — в то время, как обрести вечное счастье без Бога невозможно. Но решение войти в завет с Богом, присоединиться к Его народу, не может быть принято кем-то другим за самого человека. Как говорит Писание, «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3:20). Если мы не откроем — значит, не откроем. Или, если вспомнить притчу о званых на пир, если мы не отзовемся на приглашение, мы и не окажемся на пиру.
Отчего нам спасаться, если Бог есть любовь?
От греха. Евангелие говорит о Господе нашем Иисусе Христе, что «Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1:21). Грех — это состояние вины и порчи, в которое мы ввержены нашим неправильным выбором. Представьте себе наркомана, который совершает кражи, чтобы купить себе очередную дозу. Его проблема носит двойной характер — с одной стороны, он повинен в преступлениях; с другой — испорчен своей болезнью так, что неспособен честно зарабатывать и склонен совершать те же преступления вновь и вновь.
Наше несчастье (и наше, на самом деле, единственное несчастье) в том, что мы испорчены и неспособны любить Бога и ближнего и что эта порча проявляется в конкретных поступках, которые разрушительны для нас, наших ближних и мироздания в целом.
Но если Бог любит всех людей, как Он может осуждать кого-то?
Мы немного говорили об этом, когда речь шла об аде, гнев Божий — это любовь Божия, когда она полагает предел неисцелимому злу. Но скажем конкретно об осуждении. Представьте себе, что у меня есть друг, в глубокой привязанности и любви которого я уверен, и я, совершив преступление, прошу его лжесвидетельствовать в мою пользу в суде. Он отказывается — он мне друг, он меня любит, но он еще и честный человек, и он не дает ложных показаний. Таковы его моральные принципы. Это не противоречит тому, что он меня любит и сделает для меня все возможное. Но вот лгать в суде — в это «возможное» не входит.
Библия говорит, что Бог праведен. «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен» (Втор 32:4). Бог никогда не примет, не оправдает, не проигнорирует грех. Грех должен быть осужден.
Грех бросает враждебный вызов Богу, это прямое отрицание Его благости, грешник как бы заявляет «смотрите, я творю зло, и Бог мне не мешает — следовательно, его то ли нет, то ли Он не праведен».
Как говорит псалмопевец,
Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие; попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое; вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев» (Пс 93:1-7).
Торжеству нечестивых должен быть положен конец, всем должно быть явлено, что Бог осуждает их поведение.
Правосудие Бога — не какое-то дополнительное качество, отличное от Его любви или, что было бы еще более ошибочно, конфликтующее с ней. Это проявление Его любви, поскольку мир и люди нуждаются в правосудии. Даже для самого злодея лучше столкнуться с истиной — даже крайне болезненной для него — чем прибывать в иллюзии, что с ним все в порядке.
И все мы нуждаемся в оправдании на суде Божием и можем обрести это оправдание через Иисуса Христа.