Недавно известный адвокат Мурад Мусаев написал небольшую колонку по поводу событий в Бирюлеве. Основная его мысль: сплошь и рядом в России происходят жестокие убийства русских людей русскими людьми — но почему-то никто по этому поводу митинги не собирает, а возбуждаются лишь в случаях, когда убийца — кавказец или азиат. Ну и делается вывод, что все те, кто шумно возмущается этнопреступностью, «циники и лицемеры, использующие чужую беду как повод для отправления животной ненависти, переполняющей ваши больные души».
Мне кажется, Мусаев, сам того, возможно, не подозревая, поставил очень серьезную проблему. Межнациональные конфликты, ксенофобия, этническая преступность — всего лишь частные ее проявления. В наших внутрицерковных спорах и раздорах, когда мы полемизируем о новом приходском уставе, о церковном суде, о миссионерстве, об обновленчестве и о расколах справа, проявляется та же самая проблема. Я бы назвал ее «навязывание порядка действий».
Почему так? Просто вспомнил, как давным-давно преподавал в школе десятилетним детям математику, и самые частые ошибки у них были на порядок действий. Скобки не замечали, складывали раньше, чем умножали, вычитали прежде, чем делили.
Вот и с любыми бедами и язвами так же. Вызовов и угроз вокруг море, и голова кругом идет, и за что хвататься в первую очередь? Каждый, разумеется, хватается за то, что ему ближе, за ту боль, которую переживает острее. А другие ему говорят: да что ты маешься дурью, это мелочь, это чепуха на фоне вон той глобальной напасти и вот этой животрепещущей проблемы. Может быть, говорящие так искренне в это верят. А может, здесь демагогия, направленная на то, чтобы блокировать нежелательную им активность...
В самом деле, аргументация универсальная. Обвинить в двойных стандартах (и тем самым поставить под сомнение его правоту) можно кого угодно и по какому угодно поводу.
Например, вы боретесь за то, чтобы врачи не выписывали дешевые и опасные аналоги дорогих, но единственно помогающих лекарств? Ребята, вы озверели? В то время, как сотни тысяч детей в детдомах и домах ребенка страдают без мам и пап, вы продвигаете интересы какой-то жалкой кучки людей с редкими заболеваниями? Да вы циники и лицемеры!
Или вот вы за экологию боретесь, стонете, что природа русского Севера гибнет? А при этом в стране полицейский беспредел, людей насмерть забивают и пытают бутылками из-под шампанского! Как же вам не совестно за белых медведей вписываться, когда люди погибают?
Или вот возмущаетесь, что в храмах чаще всего продаются какие-нибудь «молитвенные щиты» и «духовные аптеки», а не Шмеман с Карташевым? Да чепуха это на фоне бесправия духовенства перед архиереями! Вот с чем надо бороться, а не книжки продвигать!
В образовании то же самое. Тут русский язык гибнет, старшеклассники элементарный текст не могут внятно пересказать, а вы лезете с какими-то второстепенными вопросами по зарплате учителей! И что вы так паритесь с этой оптимизацией, со слиянием школ, когда самое страшное — единый учебник по истории!
Ну и с национальными конфликтами ровно то же самое. Мол, вы, русские, сперва переловите всех своих преступников, станьте народом поголовной праведности — и лишь потом получите моральное право возмущаться преступлениями мигрантов. Или то же самое в другой упаковке: вы, кавказцы, сначала у себя порядок наведите, уничтожьте всех своих разбойников, воспитайте в духе кротости свою молодежь, станьте народами поголовной праведности — и лишь потом возмущайтесь, что наша школота ваши рынки громит.
В общем, каждый очень хорошо знает, какие проблемы первоочередные, а какие надо решать во вторую и третью очередь. А тех, кто думает иначе, обзывает по-всякому в меру своей эмоциональности. Каждый хочет приставить другому свою голову и очень обижается, когда это не находит понимания.
«Двойные стандарты» стали расхожим обвинением, и как всякое расхожее обвинение потеряли свою остроту. Ну двойные, и что с того? Да хоть пятерные!
Когда упрек в лицемерии достигает цели? Когда и упрекающий, и упрекаемый не просто говорят на одном языке, но и имеют одинаковую систему этических приоритетов, когда оба они знают, что по правилам сперва полагается умножать или делить, а затем уж складывать или вычитать, что действия в скобках выполняются прежде других. Тогда и отступление от правильного порядка действий воспринимается как ошибка или даже злонамеренность.
Но такого единства сейчас в нашем обществе нет. У каждой «социальной группы», этноса, конфессии (да и внутри этих групп, конфессий и этносов) своя правда, свои представления о том, что более важно и что менее, свои ценности. Частично они пересекаются, но очень уж частично. Одни рвутся умножать, другие — делить. Одни складывают, другие вычитают.
Понятно, что это единство (иначе называемое «национальной идеей») не появится мановением начальственной длани. Оно само вырастает из гущи народной жизни (если вообще вырастает), но очень небыстро, а попытки подменить его красивыми обтекаемыми словами попросту смешны.
Что же остается честному человеку, пока общество расколото? А то и остается — быть честным, следовать своей правде, делать то, что считаешь более насущным. Воевать на своем участке фронта в войне Добра и Зла. Но при этом — не обвинять в лицемерии тех, у кого другая правда и другая боль. Не притворяться, что желаемое единство уже достигнуто. Не претендовать на авторитет там, где его еще надо заслужить. Не навязывать другим свою систему приоритетов. Не запрещать больному пневмонией лечиться от кариеса.
Так будет честно.
Но этого мало. Сказав «а», нужно говорить и «б». Нельзя гордо замыкаться в своей правоте — нужно пытаться понять и чужую правоту, нужно учиться смотреть на себя чужими глазами. Может, тогда поймем, что наша личная несомненная правота — только частица той большой общей Правды, которую нам, то есть российскому обществу, еще предстоит найти.