Ведь, в сущности, что произошло? Церковь, как ответственный, если угодно, государствообразующий институт, предложила учить молодых россиян основам истории, духа, души и языка их родной страны, творческим и человеческим кодам народа, в котором они родились и выросли.
Иван Демидов, член координационного совета движения «Молодая гвардия», Москва
Битва за душу народа Этот ушедший год стал значительным шагом к оздоровлению нашего народа и страны. И это не высокие слова. Я считаю, что битва за ОПК — очередное сражение за «душу народа», за то, каким он будет. |
Егор Холмогоров, публицист, Москва
Не надо пугаться слова «клерикализм» Пока ОПК или аналогичный предмет не будет введен во всех школах России — об итогах говорить не приходится. Борьба не закончена, несмотря на попытки противников курса ОПК привлечь к делу власть, лишить предмет правовой базы (которую давали региональные образовательные стандарты). |
Евгений Бунимович, поэт, заслуженный учитель России, лауреат премии Правительства РФ в области образования, Москва Вопрос об ОПК нельзя решать «с понедельника» Важным итогом было то, что мы осознали: вводить ли вообще такой курс, каким его делать — обязательным или добровольным, — вопрос не к министру образования и даже не к региональным чиновникам — а к обществу. Религиозная культура, традиции, воспитание в каждом обществе свои. Даже в единой Европе нет универсального решения этой проблемы: во Франции, к примеру, такой предмет категорически невозможен, а в соседней Германии аналог ОПК преподается и не вызывает возмущения. |
Виктория Уколова, заведующая кафедрой всемирной и отечественной истории МГИМО (У) МИД России, доктор исторических наук, профессор, Москва
Религиоведение не заменит ОПК По-моему, об итогах дискуссии говорить рано: вопрос о введении ОПК в средней школе, что называется, «повис». Я думаю, будет разумно, чтобы этот курс был введен в качестве факультативного во всех школах. Но поскольку у нас светское государство и образование законодательно отделено от Церкви, это требует особой деликатности, хороших учебников и специальной подготовки учителей. Ведь стоит нарушить равновесие в подаче материала — и дело будет погублено. |
Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента), диакон, профессор Московской духовной академии, Москва
Я считаю, что события конца лета и начала осени 2007 года для Церкви стали своего рода «битвой под Нарвой». То есть это поражение, но, смею надеяться, очень поучительное поражение. |
Елена Ямпольская, редактор отдела культуры газеты «Известия», Москва Преодолеть келейность Откровенно говоря, у меня крайне пессимистический взгляд на перспективы «Основ православной культуры» в средней школе. Тем более что сейчас мы можем говорить лишь о более или менее удачных экспериментах в отдельных регионах, в отдельных школах. Получается замкнутый круг: люди боятся введения ОПК на государственном уровне — а вдруг начнется ущемление детей по конфессиональному признаку, вдруг посягнут на свободу совести, вдруг придет педагог-мракобес, педагог-сектант… Но ведь только государство и может гарантировать, что этот курс будут преподавать люди действительно верующие, психически здоровые и законопослушные. Сегодня мы имеем дело с энтузиастами, с самодеятельностью. Это очень опасно. Да, лично я была свидетелем радостных примеров, однако не сомневаюсь, что существуют и другие. До тех пор, пока предмет не будет введен на федеральном уровне (как факультатив, конечно), мы не можем быть уверены, что детям не заморочат голову какой-нибудь мистикой, не нарушат их свободу совести, которая, безусловно, остается прерогативой, гарантированной Конституцией, да и просто здравым смыслом. |
Иван Семенов, обозреватель ВГТРК, исполнительный продюсер телеканала «Вести», Москва
Пожалейте детскую веру! Никакой дискуссии не было. Были гневные ответы академикам-атеистам. И осталось за рамками, что внутри Церкви многие высказывают в отношении ОПК крайний скепсис. К примеру, член ученого совета некоего богословского ВУЗа сказал мне в частной беседе: «Неохота связываться, хотя ясно, что это попытка ввести Закон Божий в некомпетентном исполнении». |
Георгий Рябых, священник и. о. секретаря ОВЦС МП по взаимоотношениям Церкви и общества
Начать новый этап дискуссии Сейчас можно подвести только промежуточные итоги дискуссии вокруг ОПК. Думаю, что она еще не окончена, но выходит на новый рубеж. Поэтому хотелось бы сосредоточится на ошибках или, скорее, на упущенных возможностях по массовому продвижению ОПК или комплекса идей, которые стоят за этим предметом, в российское общество. |