Неужели вы, православные, положа руку на сердце, этого не замечаете?..
Анастасия, здравствуйте!
Простите, если ответ будет длинен, но Вы задали вопрос, на который трудно ответить коротко.
Уже в самом Вашем вопросе есть некоторое противоречие, которое мне не кажется чистой случайностью. Сначала Вы пишете "Я православная", а под конец "неужели ВЫ, православные...". Все-таки, если Вы сама - православная, то вопрос Ваш относится и к Вам тоже. Вот Вам кажется, что Церковь слишком политизировалась и что это плохо. Что дальше Вы собираетесь предпринять? Прекратите исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн - в знак протеста? Объявите бойкот Вашему духовному отцу священнику Н.?..
Дело в том, что это светский человек представляет себе Церковь в первую очередь как некую структуру начальников или как партию верующих. Многие так считают, потому что не видят, не знают, и, соответственно, не могут дорожить тем главным, что есть в Церкви - духовной, таинственной (с ударением на "а") жизнью, которая созидает подлинную Церковь и является целью нашего прихода в нее.
Главное, что переживает человек в Церкви - это его личная встреча со Христом - в Таинствах Крещения, Покаяния, Евхаристии, Брака... И когда сам он, искренне каясь, размышляет над своей собственной жизнью, то обнаруживает, что многократно предавал Того, Кого он так любит, обманывал и предавал Христа. Потому что не умел любить, жалеть, жертвовать, терпеть и прощать обиды, как Христос делал это ради нас. Человек совершает это предательство и идет против своей христианской совести дома, на своей работе.
Это не значит, что церковная политика (в узком значении этого слова) должна быть безразлична тому, кто не работает в административном штате Московской Патриархии. Стремление преодолеть свое малодушие и конформизм - сначала именно свой, личный конформизм! - самое важное стремление, которое должен испытывать и испытывает православный человек. Но те "верхушечные" вещи, которые происходят в церковном управлении, и о которых мы часто судим внешне и очень поверхностно, мы должны все же рассматривать во вторую очередь, после того как прошли хотя бы какую-то часть своего пути.
Что касается того, потеряла ли Церковь что-то со времен Христа или нет - мое мнение таково. Самое главное - Таинства, соединяющие верующих со Христом, как были в Церкви, так и остались. Церковная политика, т.е. попытка христиан воцерковить общество и власть, существовала всегда и никогда не была безошибочной. Кроме того, на протяжении истории христианства Церковь очень часто испытывала жесточайшее государственное давление. В нашей стране тяжелейшими для Церкви были эпохи правления Петра Велико го, Екатерины Второй, Ленина, Хрущева.
И подлинным чудом является то, что потрясения, которым подвергалась Церковь в эти периоды, не оказались для нее роковыми (также как и гонения на первохристиан, период иконоборчества в Византии и т.д.)!
На сегодняшний день "падение нравов" не отговорка, а страшная реальность, очень конкретная ситуация, которая не может не отразиться и на всем обществе в целом, и на нас с вами в частности, и на госвласти, и на церковном управлении. Потому что мы все - люди, все живем вместе и вместе страдаем от бескультурья, разрушительного действия всяких "новых идей" и прочих бед. Представлять себе, что церковное управление на этом фоне будет сиять небесным совершенством - ошибка. Поразителен уже сам факт того, что, несмотря на царящий кругом хаос, церковная иерархия умудряется не допустить расколов и распада структуры Русской Православной Церкви (причем не только в России, но и в новых государствах, таких, как Украина, Литва и др.).
О самом же характере, особенностях, истории и философии отношений Церкви с государством я написать здесь просто не в состоянии - это огромная и очень сложная тема. Для ее изучения стоит обратиться к серьезным исследованиям. Из ставших уже классическими трудов могу посоветовать книгу протопресвитера Георгия Флоровского "Догмат и история" (М., 1998) и сборник профессора А.В. Карташева "Церковь. История. Россия" (М.: Пробел, 1996), а из современных - работу диакона Андрея Кураева (исполняет функции иностранного агента) "Церковь и право" и статью Владимира Легойды "Гражданская религия и христианство" во втором номере "Журнала Московской Патриархии" за 2000 год.
P.S. Напрямую к теме это не относится, но я хотел бы обратить Ваше внимание на использование словосочетания "святой отец". В православной традиции (да и в католической, кстати, тоже) такое обращение к священнику не используется (святыми отцами обычно называют отцов Церкви, причисленных к лику святых). Сейчас сложно сказать, как возникла подобная практика, но по сути она есть не что иное, как псевдоблагочестивая форма светского обращения к духовному лицу. Кстати, в разговорном английском она как правило не употребляется, что не мешает тем, кто озвучивает американские фильмы, неизменно переводить слово "father" (отец), использующееся при обращении к священнику, как "святой отец".