Павел КРЮЧКОВ

Заместитель главного редактора, заведующий отдела поэзии журнала «Новый мир».

Заглавное стихотворение нынешних поминальных «Строф» любителям поэзии Бахыта Кенжеева почти неизвестно. Оно входило в старинный сборник «Ленинские горы. Стихи поэтов МГУ» — в далеком 1977-м. Признаться, я вздрогнул, открыв раритетную книжицу на этом раннем мечтательном этюде об августовской тишине.

Ночная тетрадь. Поэзия Бахыта Кенжеева

…Поэт родился именно в августе, в казахстанском Чимкенте, в гуманитарной семье.

Его московское детство прошло в Приарбатье, затем он окончил школу и химфак, благодаря чему научился, например, перегонять морилку для мебели в самогон. Стихи сопровождали Кенжеева с юности, но советского поэта из него не получилось: лицействуя в круге поэтического содружества «Московское время», он печатался в сам- и тамиздате, иногда проходя через «воспитательные беседы» сами понимаете где. На исходе брежневской эры Бахыт переместился за океан и с конца 1980-х, когда одна эпоха сменилась другой, стал часто наведываться домой, прирастая любовями и детьми, да бесконечными выступлениями по городам и весям. Печатался во всех литературных журналах, выпустил полтора десятка книг и обрел преданных ему читателей в нескольких поколениях.

Рубрика «Строфы» Павла Крючкова, заместителя главного редактора и заведующего отдела поэзии «Нового мира», — совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

После заочного отпевания раба Божьего Бориса (сиречь Бахыта) в московском православном храме один из друзей прочитал вслух его старую элегию, кончающуюся словами: «…Не горюй, не празднуй труса, пусть стоит перед тобой / чистый облик Иисуса в легкой тверди голубой, / пусть погибнуть мы могли бы, как земная красота, / но плывет над нами рыба — образ Господа Христа».

Финальное стихотворение в наших «Строфах» написано через сорок с лишним лет после первого и вошло в последнюю книгу Кенжеева, выпущенную в России.

Поэт всегда знал, что его музыкальный, певческий дар — именно дар, и ничто другое. Он много чего передумал по этому поводу — счастливого и мучительного.

Новых стихов Бахыта нам теперь никогда не прочитать, однако лучшего из созданного им — хватит надолго. Собственно, навсегда. Помянем его в молитве.

Ночная тетрадь. Поэзия Бахыта Кенжеева
Рисунок Анны Тененбаум

* * *

Ты знаешь — в сутолоке летней
Я так мечтал о тишине — 
Но глубже август, и заметней
Её присутствие во мне.

Весь горизонт как будто вымыт,
Прозрачны тихие часы,
И благостен прохладный климат
Российской средней полосы.

И сердце вечера живого
Даёт последний перебой,
Чтоб завтра жить — и верить снова
В далекий купол голубой.

* * *

Александру Сопровскому

1
Хорошо, когда истина рядом!
И весёлый нетрезвый поэт
Созерцает внимательным взглядом
Удивительный выпуклый свет.
И судьбу свою вводит, как пешку,
В мир — сверкающий, чёрный, ничей — 
Где модели стоят вперемешку
С грубой, чёрствою плотью вещей.
А слова тяжелы и весомы,
Будто силится твёрдая речь
Воссоздать голоса и объёмы
И на части их снова рассечь.
Чтоб конец совместился с началом,
Чтобы дальше идти налегке,
Чтобы смертное имя звучало
Комментарием к вечной строке.

2
Оттого ли моею судьбою
Предназначено верить в твою,
Что свободы мы ищем с тобою
В государстве на рыбьем клею?
И покуда в артериях тесных
Бьется ясная жажда труда,
Мы к разряду слепых и бесчестных
Не причислим себя никогда.
Как по озеру утка-подранок
Бьет крылом огнестрельную гладь,
Так и мы, чуть родясь, спозаранок
Открывали ночную тетрадь.

Славно пьется за светлое братство,
За бессмертие добрых друзей — 
Дай-то Бог перед ним оправдаться 
Незатейливой, грешной, своей…

* * *

И темна, и горька на губах тишина, 
надоел её гул неродной — 
сколько лет к моему изголовью она 
набегала стеклянной волной. 
 
Оттого и обрыдло копаться в словах, 
что словарь мой до дна перерыт, 
что морозная ягода в тесных ветвях 
суховатою тайной горит. 
 
Знать, пора научиться в такие часы 
сирый воздух дыханием греть, 
напевать, наливать, усмехаться в усы, 
в запылённые окна смотреть. 
 
Вот и дрозд улетает — что с птицы возьмёшь. 
Видишь, жизнь оказалась длинней, 
и куда неожиданней смерти.  Ну что ж, 
начинай, не тревожься о ней. 

* * *

На том конце земли, где снятся сны 
стеклянные, сереют валуны 
и можжевельник в изморози синей —  
кто надвигается, кто медлит вдалеке? 
Неужто осень? На её платке 
алеет роза и сверкает иней.  

Жизнь хороша, особенно к концу, 
писал старик, и по его лицу 
бежали слёзы, смешанные с потом. 
Он вытер их. Младенец за стеной 
заснул, затих. Чай в кружке расписной 
давно остыл. И снова шорох — кто там 

расправил суматошные крыла? 
А, мышь летучая. Такие, брат, дела. 
Спит ночь-прядильщица, спит музыка-ткачиха, 
мне моря хочется, а суждена — река, 
течет себе, тепла, неглубока, 
и мы с тобой, возлюбленная, тихо 

плывем во времени, и что нам князь Гвидон, 
который выбил дно и вышел вон 
на трезвый брег из бочки винной...  
Как мне увериться, что жизнь — не сон, не стон, 
но вещь протяжная, как колокольный звон
над среднерусскою равниной?

* * *

Глагол времён, металла скрип,
ветшающий четырёхстопный
ямб. Я и сам уже охрип,
как тот будильник допотопный — 
завод оттикав до конца,
до самых медных шестерёнок,
он у постели мертвеца
кричит, как брошенный ребёнок.
 
Ах муза, муза, не морочь
мне голову. Шумим, болеем.
Жизнь, как надтреснутую ночь,
в тиски зажав, столярным клеем
вернуть пытаемся. Ан нет.
Во имя Господа и Сына
она птенец и слабый свет — 
не золото, не древесина.
0
7
Сохранить
Поделиться: