Здесь — казенное государственное учреждение. Но здесь неказенная атмосфера. Здесь больные дети. Но здесь радостные дети. Здесь не православная школа. Но здесь дети входят в жизнь Церкви. Здесь множество проблем. Но здесь проблемы решаются. Здесь — это в санаторной школе-интернате в селе Медное Тверской области.

Дети здесь учатся с первого по девятый классы. Очень разные дети — по социальному положению, уровню развития, интересам. Но объединяет их общая беда: заболевания легких, в основном это так называемые малые формы туберкулеза. Медновская санаторная школа-интернат существует с 1963 года, когда по всей стране начали открывать такие детские школы — их еще принято называть лесными (потому что, как правило, они находятся за городом, на природе).

У школы большая территория, помимо спортплощадки и хозяйственных строений есть и яблоневый сад. Дети пьют компоты из яблок, которые сами же и собирают. Фото из архива школы
У школы большая территория, помимо спортплощадки и хозяйственных строений есть и яблоневый сад. Дети пьют компоты из яблок, которые сами же
и собирают. Фото из архива школы

Дети сюда попадают по медицинским показаниям — врачам, как правило, удается убедить родителей, что это единственный выход. Ведь если не лечить скрытые формы туберкулеза, то болезнь перейдет в открытую фазу и это может кончиться трагически. А лечение долгое. Есть тут, впрочем, и дети с другими заболеваниями легких — бронхиальной астмой, хроническими простудами и так далее, но в основном это именно риск туберкулеза. «А туберкулез, — говорит директор Виталий Валерьевич Солдатов, — болезнь социальная. Чаще всего страдают ею дети из неблагополучных семей. Не обязательно неблагополучных в криминальном смысле — порой это просто бедность на грани нищеты, тяжелейшие бытовые условия. Но дети, как правило, приходят к нам с большими педагогическими проблемами».

Директор помогает ребятам репетировать песню, которую они хотят исполнить для своего друга Дениса, которому сегодня исполнилось 12 лет. После ужина будет празднование — с тортом, песнями и разговорами за жизнь
Директор помогает ребятам репетировать песню, которую они хотят исполнить для своего друга Дениса, которому сегодня исполнилось 12 лет. После ужина будет празднование — с тортом, песнями и разговорами за жизнь

Главная задача, которую поставил себе Солдатов, став шесть лет назад директором, — сделать так, чтобы дети здесь не только учились и лечились, но и получали правильное воспитание. А правильное воспитание несовместимо с казенной казарменной обстановкой, поэтому прежде всего нужно было создать здесь ту теплую атмосферу, которую сейчас чувствует каждый посетитель школы.

Для этого три года назад здесь были созданы «воспитательные группы» — однополые, разновозрастные. У таких групп, состоящих из 8-10 ребят, отдельное помещение — спальни, санузел, душ, холл. Преимущество очевидно: это приближает к семейной обстановке. Старшие заботятся о младших, младшие тянутся за старшими. К каждой группе прикреплены по трое воспитателей, которые, сменяя друг друга, находятся с детьми круглосуточно и отслеживают все нюансы взаимоотношений.

Те заболевания, с которыми сюда попадают дети, вовсе не препятствуют им заниматься физкультурой. И для этого здесь есть все возможности. Дети активно двигаются, ходят на спортивные секции и ездят на соревнования
Те заболевания, с которыми сюда попадают дети, вовсе не препятствуют им заниматься физкультурой. И для этого здесь есть все возможности. Дети активно двигаются, ходят на спортивные секции и ездят на соревнования

Конечно, все это было бы невозможно без команды энтузиастов-педагогов. «Наш педагогический коллектив сейчас, — говорит Виталий Солдатов, — это именно команда, причем мы тут не только воспитываем детей, но и воспитываемся сами, преодолеваем свои недостатки. Есть совершенно самоотверженные люди, готовые за восемьсот рублей в месяц постоянно приезжать сюда из Твери, вести кружки». Сам Солдатов ведет кружок игры на гитаре (а всего тут 16 кружков). Кто-то из ребят только осваивает основные аккорды, а кто-то уже научился самостоятельно подбирать аккомпанемент к любимым песням.

Эти символические часы напоминают ребятам, что детство не вечно, что придется взрослеть и выходить в самостоятельную жизнь. Но как сложится их будущее, зависит во многом от них самих, от их интересов, их энергии и мотивации
Эти символические часы напоминают ребятам, что детство не вечно, что придется взрослеть и выходить в самостоятельную жизнь. Но как сложится их будущее, зависит во многом от них самих, от их интересов, их энергии и мотивации

Впрочем, даже лучший интернат не может полностью заменить семью. Все равно у детей, годами не покидающих стены детского учреждения, формируется «госпитальный синдром» — когда возникают эмоциональные перегрузки из-за необходимости постоянно находиться в общении, из-за отсутствия личного пространства. Поэтому каждый ребенок испытывает потребность уединиться, хоть на минутку остаться с самим собой.

После обеда дети делают уроки. Такая самоподготовка отличается от приготовления уроков в домашних условиях, потому что здесь они, под контролем педагогов, помогают друг другу, а особенно младшим (поскольку уроки делают в своих разновозрастных группах)
После обеда дети делают уроки. Такая самоподготовка отличается от приготовления уроков в домашних условиях, потому что здесь они, под контролем педагогов, помогают друг другу, а особенно младшим (поскольку уроки делают в своих разновозрастных группах)

А еще дети здесь любят читать — и этому способствует не только наличие большой хорошей библиотеки, но и то, что педагоги читают вместе с детьми, обсуждают прочитанное. В каждом классе здесь на один урок литературы больше, чем в массовой школе. Этот дополнительный час используется для разговора о тех старых добрых книгах, на которых выросло не одно поколение.

По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора в школе с 2004 года действует часовня, освященная во имя страстотерпца царевича Алексия. Здесь дети и взрослые читают утренние и вечерние молитвы, читают акафист царевичу Алексию, ставят свечки. Особая радость для них — каждение и окропление святой водой помещений школы. Это делают сами дети. Надо видеть, с каким восторгом самые маленькие, семи-восьмилетние, бегают по этажам с кадилом и кропилом!
По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора в школе с 2004 года действует часовня, освященная во имя страстотерпца царевича Алексия. Здесь дети и взрослые читают утренние и вечерние молитвы, читают акафист царевичу Алексию, ставят свечки. Особая радость для них — каждение и окропление святой водой помещений школы. Это делают сами дети. Надо видеть, с каким восторгом самые маленькие, семи-восьмилетние, бегают по этажам с кадилом и кропилом!

Кроме того, дети тут воцерковляются — те, кто этого хочет. Каждое воскресенье желающие ребята ездят на литургию в храм Казанской иконы Божией Матери в Медном. Тамошний настоятель, священник Игорь Седов, приезжает в интернат раз в неделю, общается с детьми, отвечает на их вопросы. «Спрашивают разное, — рассказывает он. — Просят совета в каких-то жизненных ситуациях, спрашивают и о вероучении. Чаще это ребята младших классов, у подростков интерес к Церкви ослабевает, и это закономерный процесс, это не только здесь, это всюду так. Но зато какая радость видеть, как подросток приходит в часовню, ставит свечки за своих близких. А некоторые выпускники школы, жители Медного, стали уже взрослыми и сами приводят в храм своих малышей».

То, что это особенное место, заметно даже на ужине: вместе с едой детям раздают и лекарства
То, что это особенное место, заметно даже на ужине: вместе с едой детям раздают и лекарства

Вообще, дети тут всегда ждут чего-то хорошего. Паломнических поездок (они совершаются дважды в год), походов в лес, многочисленных творческих конкурсов, концертов, на которых они сами же выступают. Ребята издают газету «Отрок», распространяемую по многим детским учреждениям Тверской области, снимают короткометражные фильмы, занимаются спортом.

img_8168

Помимо того, что дети здесь излечиваются от своих заболеваний, они получают качественное образование и, что не менее важно, правильное воспитание.

img_8945

Здесь теплая, практически семейная обстановка, здесь дети обретают друзей и среди сверстников, и среди педагогов. Да и вообще разделение на детей и взрослых тут условно — по сути, это единый коллектив. Многие выпускники школы не теряют связи с педагогами, приезжают, звонят, пишут.

СПРАВКА О ТУБЕРКУЛЕЗЕ:
mednoe-saurabh-singh-vrach
Саурабх Сингх, врач-педиатр, работает в санаторной школе-интернате в Медном. Фото из архива школы
Туберкулез — широко распространенное в мире инфекционное заболевание человека и животных. Его вызывают микробактерии, называемые палочками Коха. Туберкулез чаще всего поражает легкие. Передается воздушно-капельным путем при разговоре, кашле, чихании. Обычно после заражения микробактериями заболевание протекает в бессимптомной, скрытой форме, но примерно один из десяти случаев скрытой инфекции переходит в открытую форму.
Классические симптомы туберкулеза легких — длительный кашель с мокротой, иногда кровохаркание (на более поздних стадиях), лихорадка, слабость и значительное похудение.
Различают открытую и закрытую формы туберкулеза. При закрытой форме микобактерии в мокроте доступными методами не обнаруживаются, больные такой формой эпидемиологически не опасны или малоопасны для окружающих. При открытой форме туберкулеза в мокроте и других естественных выделениях обнаруживаются микробактерии туберкулеза. Если больной не соблюдает гигиенических мер предосторожности, он может стать заразным для окружающих.
Диагностика туберкулеза основана на флюорографии, рентгенографии, компьютерной томографии, микробиологическом исследовании различного биологического материала, кожной туберкулиновой пробе (реакции Манту).
Лечение сложное и длительное, требующее приема препаратов в течение минимум шести месяцев. Лиц, контактировавших с больным, обязательно обследуют рентгенологически или с помощью реакции Манту, с возможностью назначения профилактического лечения противотуберкулезными препаратами.

Фото Владимира Ештокина

Читайте также:

Притча о притчах

 

0
0
Сохранить
Поделиться: