Вообще-то притчи — это взрослый жанр, и я за все те двадцать с лишним лет, что веду детскую литературную студию, не рассказывал ребятам об особенностях притчи и не давал задания ее написать. Хватало стихов и рассказов... даже романы у меня дети писали, а вот притчи как-то прошли стороной.

Но недавно я убедился, что младшим школьникам (примерно от восьми до двенадцати лет) очень нравится сочинять притчи, и что, сочиняя их, они глубоко задумываются и на этические, и даже на духовные темы. То есть даже независимо от литературного качества получившихся тестов они развиваются внутренне.

Все произошло почти случайно. Я ездил в командировку в Тверскую область, в санаторную школу-интернат в селе Медное, где живут, учатся и лечатся дети с заболеваниями легких — очерк о ней в скором времени будет опубликован в «Фоме». А тамошние педагоги, узнав, что я занимаюсь с детьми литературным творчеством, попросили провести с их учениками мастер-класс по притче. Я несколько удивился такому выбору, но решил попробовать. В итоге получил опыт, который, надеюсь, пригодится и родителям, и всем, кто занимается творческим развитием детей.

Ребят было человек пятнадцать, от восьми до тринадцати лет. «Слышали ли вы такое слово, притча?» — спросил я, представившись. «Нет!» — ответили они. «А слово анекдот слышали?» — поинтересовался я. Тут уж хором было дружное «да!» «А ведь многие анекдоты, — ошарашил их я, — это на самом деле притчи. Просто смешные по форме».

И далее я рассказал им основы. Про то, как жанр притчи зародился на Древнем Востоке еще в те времена, когда не было письменности, что именно в притчах от поколения к поколению передавалась не только житейская мудрость, но и духовная традиция. Конечно же, довольно подробно говорил о притчах в Священном Писании, о притчах, которые рассказал Своим ученикам Иисус Христос.

Что же такое притча в современном понимании? Я объяснил, что это короткая история, в которой есть сюжет, есть иносказание (говорим про одно, а намекаем на другое, более глобальное), что в правильной, классической притче действуют люди, а не звери и не предметы, что ситуации должны быть узнаваемы, но детали совершенно не нужны. Например, в евангельской притче о блудном сыне нам совсем неважно, как звали отца и как звали его сыновей, где и когда это происходило, какую сумму в деньгах получил младший сын, как он выглядел, в какую страну ушел. Более того, присутствуй все эти подробности в притче, они отвлекли бы внимание слушателей от главного. И, конечно, в притче, в отличие от басни, не должно быть итоговой морали, читатель или слушатель сам должен сделать вывод, что же тут имеется в виду.

А после такой беседы дети взяли листочки и принялись сочинять притчи. Потом они читали свои работы вслух — и шло коллективное обсуждение. При таком обсуждении очень важно поддержать активность ребенка, отметить прежде всего сильные стороны его произведения, выявить его посыл, идею, и, конечно, показать, как можно улучшить текст — за счет стилистической правки, сокращения лишнего, прояснения логики событий.

Разумеется, написать правильную классическую притчу, да еще за ограниченное время, ребятам пока не под силу (да и не каждому взрослому под силу, замечу в скобках). То, что вышло из-под их пера, ближе к сказке. Но ведь главное не форма — главное, что они включились в творческий процесс, что глаза у них загорелись. Некоторые написали по две, а то и по три притчи вместо одной. Более того — уже спустя несколько часов после нашего занятия, вечером, дети подбегали ко мне и протягивали листочки с новыми своими притчами.

...Вот несколько наиболее интересных работ. Конечно, в большинстве случаев это не столько притчи, сколько поток детского сознания, отражение их страхов, надежд, представлений о жизни, этических приоритетов. Но, надеюсь, нашим читателям будет интересно их почитать, а может быть, и показать своим детям. Вдруг и тем захочется написать не хуже, и это станет для них импульсом к литературному творчеству?

 

mihail-nui-kin

Любовь к животным

Жил-был мальчик по имени Фома. Он не любил животных, но ему кто-то сказал во сне:

— Фома, почему ты не любишь животных?

Но Фома спросил его:

— Кто ты такой?

— Я Бог, — ответил голос.

И вдруг Фома стал пасти коров, у него было много молока, и у него стал появляться на столе чай с конфетами, и стал он богато жить.

Ножницы и бумага

Жили-были ножницы да бумага. Ножницы пытались поймать бумагу, чтобы разрезать, но она сама сдалась им, потому что устала бегать. Но кто-то стал поднимать ее наверх — и ножницам не досталось разрезать бумагу на мелкие кусочки. И они сломались!

Михаил Нуйкин, 9 лет

 

Анастасия Катасонова, 13 лет

Старый друг

У мальчика была собачка, она ему надоела и он решил купить хомяка. Собачка подумала: «Я ему так долго служила, а он меня бросил и целый день проводит с хомяком?» И собака ушла от хозяина. Мальчик не заметил, что его друг ушел. Через несколько лет хомяк умер от старости. И тогда мальчик вспомнил про свою собаку.

Анастасия Катасонова, 13 лет

 
Михаил Вишняков, 10 лет

Слишком поздно

Жил один человек, он любил голубей. Поэтому он лечил их, но не всех, а только тех, которые ему нравились. Однажды кто-то послал ему голубя, чтобы вылечить, и заплатил большие деньги. Человек не отказался и долго, упорно лечил голубя.

В другой раз прислали ему голубя, но он не стал лечить. Его спросили, почему.

— Он мне не нравится!

— Но нельзя же выбирать по красоте!

Тогда человек этот сильно-сильно задумался. И ночью увидел сон, будто он — тот самый владелец некрасивого голубя. Утром он пришел к владельцу и говорит:

— Прости меня! Давай, я тебе вылечу голубя!

А тот ответил:

— Голубь умер.

С тех пор человек лечил всех, и бесплатно.

Михаил Вишняков, 10 лет

 

Мария Ускова, 11 лет

Гордая лягушка

Однажды в болоте появилась лягушка. С самого детства она была хвастливой и гордой.

Вдруг на болоте устроили праздник. Выбирали лучших лягушек, которые умеют петь. Лягушка выдвинула свою кандидатуру и очень хорошо спела.

Во время праздника на болота пришла цапля. Она увидела такое количество лягушек и сказала, чтобы к ней отправили самых лучших лягушек, которые умеют петь и танцевать.

И стали отправлять тех лягушек, которые выступали. А хвастливая лягушка не хотела идти к цапле — и стала себя обзывать и оскорблять по-разному. Ей разрешили не идти к цапле, но ей никогда больше не разрешали участвовать в каких-то конкурсах.

Мария Ускова, 11 лет

 

Фото Владимир Ештокина.

0
0
Сохранить
Поделиться: