«Обратилась к старцу и теперь страдаю. Разве так может быть?»
Фото Александры Анисимовой. Фотопроект «Фомы» «Так сказать»

«Обратилась к старцу и теперь страдаю. Разве так может быть?» — говорим о духовничестве с протоиереем Владимиром Воробьевым

Сегодня протоиерею Владимиру Воробьеву, настоятелю храма святителя Николая в Кузнецкой Слободе, ректору Православного Свято-Тихоновского Православного университета, исполняется 80 лет. Редакция от всей души поздравляет дорогого отца Владимира с юбилеем! Предлагаем вам прочесть его интервью, которое никогда не потеряет актуальности.

В последнее время в редакцию «Фомы» все чаще приходят письма с вопросами о старчестве и духовничестве. Вот типичные их примеры:

«Здравствуйте! Есть ли прозорливые старцы в наше время? Мне нужна помощь!»

«Я год встречался с девушкой, которую очень люблю, а расстались потому, что мама против нее категорически, даже к старцу ходила, и он сказал: пускай подумает хорошо, надо ли ему это... А как это понять? Вот мои родные и сказали — расставаться. Мне очень трудно и больно без нее, не могу места найти. Что делать?»

«Почему воля Божья, которая была открыта прозорливому старцу (у меня был вопрос медицинского характера), то, что предсказывает старец, когда-то происходит, А КОГДА-ТО — НЕТ?.. Я причащаюсь раз в две недели, смертными грехами не грешу. Что еще можно предпринять? Мне очень надо, чтобы то, что сказал старец, произошло».

«Можно ли искать утешения у людей или у старцев в монастыре, или еще где в том случае, когда сердце не может успокоиться, доходит до отчаяния и нет желания жить? При этом духовнику сказать о своем состоянии и его причине не могу — боюсь, что не найду понимания».

«Крестной моего сына — его бабушке — недавно приснилось, что она спросила: “Сколько осталось жить этому чаду?”, и ей ответили: “10 лет”. Теперь я очень переживаю. Стоит ли мне обратиться к прозорливому старцу?»

В поисках духовного руководства люди часто совершают ошибки, с последствиями которых потом приходится долго и не всегда успешно бороться.

Помочь им разобраться прежде всего в себе самих и предостеречь от подстерегающих на этим пути опасностей мы попросили настоятеля московского храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе, ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева.

— Отец Владимир, читатели «Фомы» все чаще спрашивают, есть ли еще на свете прозорливые старцы.

— Я думаю, такие люди были всегда. Вот, скажем, архимандрит Кирилл (Павлов) был замечательным старцем, у которого можно было узнать волю Божию, который мог подсказать, как надо поступать, как правильно думать. Но не каждый духовник, не каждый священник обладает таким благодатным даром.

— Но наши читатели пишут, что, последовав какому-то совету человека, который казался им прозорливым, они совершили какие-то ошибки, а потом не могут их исправить и впадают в отчаяние.

— В духовной жизни нужна осторожность. Это все знают, духовники всегда об этом предупреждали. Если человек, принимая важное решение, понимает, что он может ошибиться и ошибка эта может стать для него роковой, он, естественно, будет искать правильный ответ. И будет надеяться узнать, как говорят, волю Божию. Этим и объясняется желание найти прозорливого старца.

Но нельзя так легко полагаться на то, что о каком-то человеке идет слава как о прозорливом. Бывают действительно святые люди, обладающие таким даром. Я знал такого человека — ему было открыто все о человеке даже на расстоянии. Но это очень редкие случаи, в нашей современной жизни в особенности. И конечно, как говорится, у человека на лбу не написано, что он прозорливый. Более того, духовники зачастую сами предупреждают, чтобы их так не воспринимали. Поэтому тут нужна разумная осторожность.

— И все-таки часто люди ищут не столько духовного совета, сколько именно пророчества, какого-то чудесного откровения. Они мечтают найти «синтетического» духовника, с которым можно постоянно обсуждать все житейские мелочи и одновременно получать через него судьбоносные пророчества. А потом жалуются, что последовали советам священника, к примеру, обвенчались, а брак распался.

— Говорить от лица Бога могут не все. Поэтому священник, зная, что у него нет такого дара, должен быть осторожней и не давать категорических указаний. Но все-таки в таких случаях ответственность ложится на самих вступающих в брак. Хотя если и жених, и невеста духовно окормляются у этого священника много лет, и он их очень хорошо знает, он может им что-то утвердительно посоветовать — безо всякого откровения свыше, просто по опыту. Но это бывает не так часто. По большей же части священнику приходится советовать, исходя из общих соображений, руководствуясь какими-то общими церковными правилами, — но принимать на себя ответственность священник может не всегда. По большей части ответственность за принятые решения все же должна лежать на самом вопрошающем.

Алгоритм поиска духовника

— А что делать человеку, который уже из-за своей ошибки или ошибки священника, давшего ему неправильный совет, впал в уныние или даже отчаяние, не в силах выполнить то, что на него возложено?

— Ему нужно найти хорошего, опытного духовника. Это святых прозорливых старцев найти трудно, а духовники такие есть, можно найти.

— И есть какой-то алгоритм такого поиска?

— Есть. Я уже достаточно стар, родился еще до войны и большую часть жизни прожил при советской власти. Действующих храмов и священников было мало, если возникали вопросы, спросить было не у кого. И я молился, постоянно, каждый день: «Господи, пошли мне такого духовника или старца, который мне говорил бы Твою волю, чтобы я знал, как надо поступать». Эта молитва стала для меня привычной, я молился так много лет. И сам не заметил, как Господь буквально исполнил мою просьбу — послал мне и духовника, и старца. Они были в близком общении. Духовник постоянно исповедовал меня, руководил моей жизнью. Но, когда было необходимо принять какое-то решение в трудном вопросе, не терпящем отлагательства, я обращался к старцу, и он отвечал: на такое-то дело есть воля Божия, а на такое-то нет воли Божией. Его слова всегда исполнялись. Когда я стал священником, я часто спрашивал его о проблемах своих духовных чад, и он давал нужные ответы, хотя я мог только спросить, а рассказывать подробно об обстоятельствах не было возможности. Но прозорливость старца была столь поразительна, что он отвечал на письма, еще не получив их. Так я спрашивал его 20 лет. Поэтому я уверен, что человеку, который искренне и с верой просит, Бог обязательно поможет найти духовника. Нужно очень хотеть и молиться. Это можно вымолить у Бога.

— А ошибок не было?

— Я ни одной ошибки старца не знаю. Зато знаю целый ряд случаев, когда его не слушались, и это приводило к трагедии.

Осторожно, младостарцы!

— Духовное руководство подразумевает какой-то длительный процесс, а люди ждут быстрых ответов и хотят быстрых действий. По принципу: сказали — сделал.

— Да, так бывает. Но священники разные бывают.

Есть младостарцы, которые выдают себя за старцев, не будучи ими. Им очень хочется, чтобы люди к ним обращались, и они начинают говорить: ты женись, ты не женись — не имея для этого никаких оснований, не имея такого дара. Это, конечно, тяжелый случай, опасный. Нужно быть очень осторожным, и когда священник начинает так легко решать судьбоносные вопросы, нужно еще очень подумать, стоит ли к нему самому ходить.

— Но, когда человек ищет духовного руководителя, он часто начинает метаться от одного духовника к другому и сам себя запутывает их порой противоречивыми указаниями.

— Поэтому опытные священники всегда и говорили, что не надо так делать. Не надо никуда метаться, нужно молиться. И тогда Господь все устроит и все даст.

— И все-таки, где искать духовного руководителя? На приходе? В монастырях?

— Нужно прежде всего молиться. И не стоит возлагать особые надежды на монастыри. Конечно, в монастырях бывают опытные духовники, но к ним очень трудно попасть. А исповедуют там порой не очень-то опытные монахи, которые не только духовного, но и житейского опыта не имеют. Они рано приняли монашество, семейной жизнью не жили, поэтому часто говорят неправильные вещи. Если, конечно, там есть какой-то замечательный старец, к которому вы хотите попасть, это другое дело. Но среди пожилых приходских священников можно найти такого духовника, к которому можно будет постоянно обращаться за руководством.

— А что делать человеку, если он по ошибке принял обычный совет за изреченную волю Божию?

— Это очень похоже на медицинский случай: когда человек попал к не очень умелому хирургу и тот сделал ему операцию — неумело, неудачно, неправильно, — и теперь он болеет. Что ему делать? Нужно найти более опытного, искусного врача, возможно, сделать другую операцию, а может, полечиться каким-то другим способом. Больше ничего не придумаешь. Так и здесь. Нужно искать хорошего духовника. Не обязательно прозорливого старца. Просто опытного духовного священника.

— Может, люди просто пытаются найти человека, который произнесет от лица Бога то, что они хотят услышать?

— Так тоже бывает. И если такие люди слышат не то, что им хочется, они говорят, что это не истина, и бегут дальше до тех пор, пока не найдут того, кто скажет им то, чего они ждут.

— Но от этого их как-то можно предостеречь? 

— Предостеречь-то можно, но они не слушают. Очень трудно вылечить человека, который уже во власти своих страстей. От таких вещей жизнь лечит.

Как узнать волю Божию?

— А как долго человек нуждается в постоянном бдительном надзоре духовника? Всю жизнь? Или наступает какой-то момент, когда его духовное становление в основном завершено, и он в состоянии сам брать на себя ответственность за свои решения и поступки, не выверяя каждый свой шаг с помощью духовника?

— «Аттестата духовной зрелости», конечно, никто не выдает. Но существует Промысл Божий о человеке, и Господь устраивает все так, как человеку лучше, полезнее для спасения. Обычно духовник бывает старше своих духовных чад и уходит раньше, а найти другого духовника удается не сразу. У человека уже и возраст другой, и потребности другие, и он уже многому научился. Но исповедоваться ему у кого-то надо, и, если есть возможность, лучше это делать у священника, который может дать духовный совет. В любом возрасте хорошо иметь священника, с которым можно посоветоваться, что-то обсудить.

— Некоторые высказывают такую точку зрения, что стремление обязательно найти человека, которого можно внутренне назвать именно духовным отцом и который будет со властью говорить тебе: делай то, или делай это, продиктовано не столько духовным поиском, сколько психологической травмой от отсутствия отцовского воспитания в детстве.

— Так тоже бывает. Но я не думаю, что это главное объяснение проблемы. Есть разница между духовным отцом и просто духовником. У апостола Павла есть такие слова: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор 4:14–15). Отец — этот тот, кто родил. И отцов много быть не может. А духовники могут меняться. Духовник — это тот, у которого ты регулярно исповедуешься, с кем советуешься, кто тебе помогает духовно. И лучше, чтобы это был духовный, опытный священник — не обязательно прозорливый, просто опытный. Который может подсказать то, чего сам в себе не видишь. Но иметь духовного отца — это, конечно, особый дар Божий.

«Обратилась к старцу и теперь страдаю. Разве так может быть?»
Старец архимандрит Иоанн Крестьянкин

— А без помощи духовного авторитета человек сам может почувствовать, понять волю Божию?

— Знаете, я однажды вот так же спросил своего старца о воле Божией. А он мне ответил: воля Божия — это не просфора, которую можно съесть; и не яблоко, которое можно сорвать и положить в карман; чтобы человеку открывалась воля Божия, нужно жить благодатной жизнью, освободиться от действия греховных страстей. Когда человек молится и живет с Богом, тогда воля Божия начинает открываться сердцу человека, и он чувствует, как надо поступить.

Бывает, конечно, иначе. Бывает, что не у кого спросить. Но человек молится и очень хочет поступить по воле Божией, а не по-своему. А для этого нужно отречься от своей воли и просить у Бога: «Господи, хочу не по-своему поступить, а как Тебе угодно». Тогда человек, по крайне мере, готов к вразумлению, и Господь часто в каких-то житейских обстоятельствах являет свою волю.

Когда я в свое время хотел переменить специальность, мне не советовали этого делать. Но мне очень хотелось. И в тоже время я хотел поступить по воле Божией, если Господь мне ее укажет. Как-то приехал к духовнику, а он объяснял мне, что не нужно искать новую специальность, но потом, поняв, что я не готов слушаться, говорит: «Ну ладно, делай, как хочешь». Я пошел поступать в другой вуз, устраиваться на другую работу, и… у меня ничего не получалось. Везде мне отказывали. Я уже не знал, куда идти. А потом мне предложили место в аспирантуре по моей специальности. Я испугался, говорю: «Да я не готов». А они: «Берем без экзамена». И я понял, что это — воля Божия.

— Но от того момента, когда человек узнает волю Божию, до того, как он понимает ее смысл, иногда проходят годы. Как вытерпеть эту паузу, когда ты, преодолевая себя, вроде бы эту волю исполняешь, а в твоей жизни ничего к лучшему не меняется?

— Ну, это вопрос веры. Если вы хорошо знаете своего духовника, и он вас знает, вы увидите, что через него вам возвещается воля Божия в ответ на вашу молитву, чтобы Господь через духовника вам ее открыл. По вере вашей будет вам, как сказано в Евангелии. Это таинственная жизнь души. Ее нельзя разложить по полочкам, тут нет никаких «дорожных карт» и простых рецептов, нельзя поставить градусник, чтобы «на 100 процентов» узнать волю Божию.

Самое главное, что требуется от человека, — это чистая жизнь и молитва с верой и любовью. Тогда Господь, я в этом убежден, обязательно даст то, что нужно человеку для спасения. Бог “всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти” (1 Тим 2: 4). Поэтому, когда человек всерьез, по-настоящему просит и верит, Господь обязательно пошлет и духовника, и старца, если действительно это нужно.

Беседовала Марина Борисова

На заставке: фрагмент фото Александры Анисимовой. Фотопроект "Фомы" "Так сказать"

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (80 голосов, средняя: 4,79 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Валентина
    Валентина3 недели назадОтветить

    Люди, которые слишком многого ждут от духовного отца и постоянно носятся в поисках старцев, по-видимому, или слишком горды, или слишком глупы. Есть, конечно, некие из ряда вон выходящие обстоятельства, когда совет духовника или старца КРАЙНЕ необходим. Но зачастую люди частенько мучают духовных лиц пустыми, мало значащими вопросами. Молитва, покаяние и причастие - вот путь ко спасению. Другого для верующего человека нет, хоть всех старцев пешком обойди. В конце концов перед Богом каждый из нас будет держать ответ за самого себя. В т. ч. и священник и старец.

  • Старец Петр, 70 лет. Москва
    Старец Петр, 70 лет. Москва3 недели назадОтветить

    Быть Старцем не просто. - это не сказать ничего. Доверие, Понимание, Совместимость, Любовь и Дружба - понятия разные для разных людей. А для Старцев гигантские величины, определяющие Жизнь и Веру. Да Хранит Вас Господь !

  • Владимир (другой)
    Владимир (другой)3 недели назадОтветить

    Во Владивостоке точно есть как минимум один священник с даром прозорливости. Он может ответить на вопрос человека ещё до того, как вопрос задан. Он был духовником моей жены до нашей свадьбы, некоторое время мы окормлялись у него оба, а потом он прогнал нас словами "Вы не хотите меня слушать, перестаньте меня беспокоить!"
    Если кому-то интересно, я могу назвать его имя. Если.

  • Денис
    Денис3 недели назадОтветить

    Кто из старцев предсказал пандемию COVID-19 хотя бы в 2019 году? Помню, как ещё год тому назад даже священноначалие разрывалось между продолжением службы и закрытием храмов. В итоге приняв половинчатое решение служить без прихожан, которое мало кого обрадовало.

  • Илья
    Илья8 месяцев назадОтветить

    Я тут разговаривал с женщиной, которая ушла из церкви после долгого служения... Речь у нее была обвинительная, со знанием дела! Другой бы послушал и согласился. Но я тоже работаю регентом уже несколько десятков лет и вижу главную ошибку, которую и сам совершал - желание получить от церкви- совет, помощь, внимание. Это ошибка. Нужно давать! В этом весь секрет. Кто искал - тот поймет. Эгоизм не прокатит, даже если Вы его не хотите замечать.

  • Виктор
    Виктор1 год назадОтветить

    нужно все делать по совести держать пост или строгий пост молится к Пресвятой Богородицы или к святым угодникам хотя б неделю и решение само придет

  • Елена
    Елена1 год назадОтветить

    Люди, НЕТ старцев, есть обладатели психотехниками/психотехнологиями; "священники"/лжестарцы свое блестящее владение навыками и выдают за сверхъестественные, духовные способности. Человеку об этом трудно подумать, что такое твориться в Церкви и тем более трудно разобраться. Мы идем в храм с чистым сердцем без корысти и нас не предостерегают в храмах, что нам надо быть осторожнее!!! И ни кто нам не скажет, они живут на наши с вами деньги. Ведь людей эти "священники"/"старцы" оставляют без денег, без жилья и без себя ( нарушают защиту человека/взламывают мозг/проникают в сознание человека); человек, который пришёл искать веру, он остаются без всего.
    После 20 лет возраждения Церкви, многие уже разобрались в сущности тех кто в чёрной рясе и с крестом на пузе. А сейчас пришло время говорить людям, как они стали жертвами "духоносных старцев", которых обобрали до нитки и изуродовали их судьбы и здоровье.

  • Анатолий
    Анатолий2 года назадОтветить

    Пути Господни неисповедимы !

  • дед Владимир
    дед Владимир2 года назадОтветить

    Аккуратнее надо с прозорливцами -- люди пожилые , а то и древние уже , мало ли что в голове случится может. А даёт ли Бог кому чего откуда же узнаешь то, по смыслу ,по смыслу рассуждать надо, для этого и Библия и Заповеди, и своя голова за плечами .

  • Татьяна
    Татьяна2 года назадОтветить

    "Духовники".... Я уже немолодая женщина, за 60. Более семи лет ходила в храм, пыталась как-то участвовать в приходской жизни, хотя она у нас ни то-ни сё, и, собственно говоря, никому там не была особо и нужна, - впрочем, так же, как и другие прихожане. И вот случилось, - врачи обнаружили опухоль, решили срочно удалять, и я на исповеди попросила благословления на операцию.... Что я услышала? Один батюшка едва ли не обругал за то, что сама, мол, виновата в своей болезни, а теперь благословления прошу! Второй священник заявил, что эти врачи вечно несут какую-то чушь, не надо их слушать... А третий, с которым по монастырям ездила в паломнические поездки, вообще от меня отскочил, как от прокаженной.Когда я уже в уголок забилась и заплакала, его прихожане буквально под руки подвели, но все равно он рвался отскочить подальше. Слава Богу, всё обошлось, операцию сделали, но рвение моё к церкви исчезло. Душа просится, а ноги не несут.... Это не обида, буду в другой храм ходить, видимо, т.к. этим не доверяю, но боюсь, долго придется храм искать. А вы говорите "духовник".... Где его взять-то, духовника?

Загрузить больше комментариев