Неделя двадцать девятая по Пятидесятнице, воскресенье, 28 декабря 2025 года: что будет в храме?

Неделя двадцать девятая по Пятидесятнице называется Неделей святых праотец, потому что она посвящена памяти ветхозаветных праведников, патриархов, родоначальников израильского народа.

В воскресенье 28 декабря Церковь вспоминает священномученика епископа Елевферия и его мать мученицу Анфию, мучеников Корива и Елевферия Византийского, преподобных Павла Латрийского, Трифона Печенгского и Парда отшельника, святителя Стефана, архиепископа Сурожского, и с ним Собор Крымских святых.

Память священномучеников архиепископа Верейского Илариона Троицкого, Александра Рождественского, Василия Виноградова и Викторина Добронравова чтит Церковь в этот воскресный день.

Воскресенье, 28 декабря 2025 года

В уходящем 2025 году 28 декабря — последнее воскресенье перед новогодними праздниками. Не за горами и Рождество Христово, многие спешат поздравить друг друга накануне. В это время принято дарить друг другу подарки. Интересно, что традиция восходит не только к образу святителя Николая Чудотворца, который стал прототипом Санта-Клауса. У нее есть и евангельские корни — история волхвов и их даров Младенцу Иисусу.

Особенности православного богослужения

Тропарь воскресный, глас 4

Све́тлую воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы/ и, пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся сме́рть,/ воскре́се Христо́с Бо́г,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод:

Радостную весть о воскресении узнав от Ангела, и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»

Тропарь в Неделю святых праотец, глас 2

Ве́рою пра́отцы оправда́л еси́,/ от язы́к те́ми предобручи́вый Це́рковь:/ хва́лятся в сла́ве святи́и,/ я́ко от се́мене их есть Плод благосла́вен,/ без се́мене Ро́ждшая Тя.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.

Кондак в Неделю святых праотец, глас 6

Рукопи́саннаго о́браза не поче́тше,/ но Неопи́санным Существо́м защити́вшеся, треблаже́ннии,/ в по́двизе огня́ просла́вистеся,/ среде́ же пла́мене нестерпи́маго стоя́ще, Бо́га призва́сте:/ ускори́, о Ще́дрый,/ и потщи́ся, я́ко Ми́лостив, в по́мощь на́шу,// я́ко мо́жеши хотя́й.

На вечернем богослужении прозвучат следующие стихиры святым праотцам (глас 8):

Пра́отцев днесь, ве́рнии, соверша́юще па́мять, / воспои́м Христа́ Изба́вителя, / возвели́чившаго и́х во всех язы́цех / и чуде́с пресла́вная ве́рно соверши́вшаго Го́спода, / я́ко держа́вна и си́льна, / и от них показа́вша же́зл си́лы нам — / еди́ну Неискусому́жную и Богоотрокови́цу Мари́ю чи́стую, / из Нея́же цвет про́йде — Христо́с, / израсти́вый всем жи́знь, // и неиждива́емую пи́щу, и спасе́ние ве́чное.

И́же святы́я о́троки из огня́ изба́вивый, Влады́ко, / и от у́ст льво́вых Дании́ла, / благослови́вый Авраа́ма, и Исаа́ка, раба́ Твоего́, / и сего́ сы́на Иа́кова, / благоволи́вый от се́мене и́х бы́ти по нам, / да пре́жде поползну́вшыяся спасе́ши пра́отцы на́ша / Кресто́м Твои́м и Воскресе́нием / и, расто́ргнув сме́ртныя у́зы, совозста́виши вся́, / я́же от ве́ка су́щия в ме́ртвых, // покланя́ющияся Тебе́, Христе́, Царю́ веко́в.

Я́коже в хла́де, посреде́ пла́мене / росо́ю Ду́ха, ра́дующеся, о́троцы Бо́жии хожда́ху, / та́инственно в нем прообрази́вше Тро́ицу / и воплоще́ние Христо́во, / и, я́ко му́дрии, ве́рою угаси́ша си́лу о́гненную, / и Дании́л же пра́ведный льво́в яви́ся обузда́тель; / и́хже моли́твами умоле́н быв, Человеколю́бче Спа́се, / и нас негаси́маго ве́чнаго изба́ви огня́ // и сподо́би ны́ Ца́рствия Твоего́, Го́споди.

Я́коже в росе́ су́ще, / ве́рнии и святи́и о́троцы Твои́ / в пещи́ пла́мене о́гненнаго предживописа́ху та́инственно / е́же из Де́вы Твое́ прише́ствие, / неопа́льно возсия́вшее нам, / и Дании́л же пра́ведный и во проро́цех чу́дный, / я́сно Боже́ственное второ́е Твое́ прише́ствие проявля́я, / ви́дех, до́ндеже престо́ли поста́вишася, — глаго́лет, / — и Судия́ се́де, и о́гненная потече́ река́, // ея́же да изба́вимся, Христе́, моли́твами и́х, Влады́ко.

Перевод:

Праотцев, верные, в сей день совершая память, воспоем Христа Искупителя, возвеличившего их во всех народах и чудеса преславные верно совершившего Господа, как могущественного и сильного, и от них показавшего жезл силы нам — единую не знавшую мужа и Божию Отроковицу, Марию чистую, от Которой произошел Цвет — Христос, израстивший всем жизнь, и неистощимое блаженство, и спасение вечное.

Святых отроков из огня избавивший, Владыка, и Даниила — от пастей львов; благословивший Авраама, и Исаака, раба Твоего, и его сына Иакова; благоволивший от семени их стать подобным нам, чтобы прежде поскользнувшихся праотцев наших спасти Крестом (Твоим) и Воскресением и, расторгнув узы смерти, воздвигнуть с Собою всех, от века пребывавших среди мертвых, да поклоняются они Тебе, Христе, Царю веков.

Как под дождем, окропляемые росою Духа, посреди пламени радуясь, отроки Божии ходили, таинственно прообразовав в нем Троицу и воплощение Христово; и, как мудрые, они верою угасили силу огня; Даниил же праведный львов явился обуздателем. Их мольбам внимая, Спаситель человеколюбивый, и нас от неугасимого вечного огня избавь и удостой достичь Небесного Царства Твоего.

Как бы пребывая среди росы, верные и святые Твои отроки в пламени печи огненной предизображали таинственно от Девы Твое пришествие, неопалимо воссиявшее нам; и Даниил праведный и среди пророков чудный, ясно Божественное второе Твое пришествие являя, восклицает: «Взирал я, — говорит, — доколе престолы не были поставлены, и Судия воссел, и огненная потекла река!» От нее да будем избавлены, Христе, молитвами их, Владыка!

Чтение Евангелия

Евангелие от Луки, глава 14, стихи 16–24

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Апостольское чтение

Послание апостола Павла к Колоссянам, глава 3, стихи 4–11

Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Комментирует священник Стефан Домусчи

День памяти святых

Священномученик Елевферий, епископ, матерь его мученица Анфия и мученик Корив (II)

По Преданию, святой Елевферий был настолько благочестив, что в 15 лет его поставили диаконом, в 17 — священником и в 20 — епископом Иллирийским. За евангельскую проповедь он был казнен после многих ужасных пыток вместе со своей матерью Анфией и епархом Коривом, который сначала мучил его, а потом сам уверовал во Христа.

Мощи священномученика Елевферия находятся в греческом городе Афины в небольшой Успенской церкви в Неа-Ионии, которая не закрывалась ни при турецком, ни при коммунистическом гонении на христиан.

Святитель Стефан Исповедник, архиепископ Сурожский (VIII)

Святитель служил в городе Сурож (ныне — Судак в Крыму). За отказ осудить иконопочитание его заключили в тюрьму, где он провел 25 лет — до смерти императора-иконоборца. Краткое житие исповедника слушайте на радио «Вера».

Преподобный Павел Латрийский (955)

Святой Павел основал лавру и восстановил три монастыря. Слушайте житие подвижника на радио «Вера».

Преподобный Трифон Печенгский (1583)

Святой Трифон проповедовал Евангелие на Кольском полуострове. Краткое житие покровителя мореплавателей слушайте на радио «Вера».

Собор Крымских святых

В состав собора входят 15 святых, в числе которых первый проповедник Евангелия на нашей земле апостол Андрей Первозванный и святой ХХ века святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский.

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Иларион Троицкий, епископ Верейский (1886–1929)

Он был самым молодым архимандритом и профессором своего времени. Объехал Восточную Европу, Балканы, Германию, Францию, Швейцарию. Был ближайшим помощником Патриарха Тихона.

Священномученик Викторин Добронравов (1889–1937)

Отец Викторин был одним из самых известных духовников Петрограда. В эпоху гонений на Церковь он не боялся проповедовать и еженедельно служить акафист перед особо почитаемой им иконой Божией Матери — «Державной».

Священномученик Викторин родился в Кишиневе в семье священника. После окончания Петроградского Политехнического института уехал в Москву, чтобы стать монахом, но получил благословение на священство. В конце 1914 года он был рукоположен во диакона к Спасо-Колтовской церкви в Петрограде, а через год — во иерея к тому же храму. Первый раз был арестован в 1918 году. В 1919 года отец Викторин стал настоятелем домовой церкви святителя Николая Чудотворца в доме для престарелых артистов на Петровском острове в Петрограде.

В 1930 году его арестовали и приговорили к 10 годам в исправительно-трудовом лагере. До отправки на строительство Беломорканала священномученик полтора года просидел в одиночной камере. 6 лет он провел в Белбалтлаге, затем был переведен в Сиблаг, откуда был досрочно освобожден. В Ленинград отец Викторин не вернулся, он поехал в Новгородскую область, служил тайно. Работал в детском доме помощником лекаря.

1937 году он был арестован, при обыске у него в кармане нашли Евангелие, что усугубило его вину. Тройка при НКВД по Ленинградской области вынесла приговор, и священномученик Викторин Добронравов был расстрелян 28 декабря 1937 года в тюрьме города Боровичи.

Священномученик Василий Виноградов (1891–1937)

Священномученик Василий родился в крестьянской семье. В 16 лет, после окончания земской школы, он ушел в Соловецкий монастырь, в котором хотел остаться, но из-за закрытия монастыря в 1919 году вернулся домой в деревню Дубниха Толмачевской волости Бежецкого уезда Тверской губернии. С 1923 начал служить псаломщиком, а затем дьяконом и священником. Был два раза судим: за недостачу требуемого от властей количества зерна его приговорили к шести месяцам принудительных работ, второй раз — за «антисоветскую агитацию» — на три года. После заключения он продолжал служить священником, не отрекался от сана. Последний арест последовал в 1937 году. Его обвиняли в том, что он был «служителем культа», молился вместе с верующими людьми, которых власти считали «антисоветски настроенными», а также «систематически среди окружающего населения проводил агитацию против существующего строя». Следствие продолжалось несколько дней. Тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу.

Священномученик Александр Рождественский (1874–1937)

21 декабря 1937 года отца Александра арестовали и допросили. Его не в чем было обвинить, у НКВД не было доказательств его противогосударственной деятельности, не было свидетельских показаний, и потому следователь по шаблону составил обвинения и нашел дежурных «свидетелей», которые согласились подтвердить все, что он написал.

Родился отец Александр в семье священника Благовещенского погоста Новоторжского уезда Тверской губернии. По окончании Духовной семинарии в 1902 году был рукоположен в сан священника ко храму родного села. Здесь он прослужил до начала 1930 года, когда его арестовали за неуплату непосильного налога и приговорили к двум годам лагерей. После освобождения священномученик продолжил служить — теперь в селе Переслегино Высоковского района. Здесь в 1937 году его арестовали по надуманным обвинениям и через неделю расстреляли.


Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!

0
1
Сохранить
Поделиться: