27 июля отмечается память преподобного Никодима Святогорца — афонского монаха, богослова, издателя и автора выдающихся аскетических произведений. Один из его трудов, наиболее известных и читаемых, — «Невидимая брань». Это обширное теоретическое и практическое руководство по духовной жизни. Его центральная тема — в чем состоит христианское совершенство и как его достичь.

Никодим Святогорец: что такое христианское совершенство в одной строчке

Строго говоря, Никодим Святогорец не оригинальный автор «Невидимой брани». Скорее его можно назвать ее научным редактором и популяризатором. Изначально труд под названием «Брань духовная» был издан в XVI веке в Италии и принадлежал перу католического монаха Лоренцо Скуполи. В XVII веке он был переведен на греческий язык и в таком виде попал к Никодиму. Содержание книги заинтересовало преподобного, и он решил адаптировать ее для современного ему православного читателя. Никодим немного изменил стилистику, снабдил текст обширными примечаниями, комментариями и выписками из святых отцов, добавил главу об умной молитве. В заглавии к новому изданию говорилось: «Книга душеполезнейшая, называемая “Невидимая брань”, составлена прежде неким мудрым мужем, а ныне украшенная и исправленная со многим тщанием преподобнейшим в монахах господином Никодимом».

В русском переводе «Невидимой брани» ее содержание претерпело еще ряд изменений. Все дополнения, комментарии и цитаты, сделанные Никодимом Святогорцем, были интегрированы в основной текст, поэтому, как отмечают сами издатели, «книгу следует считать не столько переводом, сколько вольным переложением».

При всех своих трансформациях «Невидимая брань» сохранила основное — дух преподобного Никодима, который пропустил содержание книги через православную духовную традицию, церковное предание и аскетический опыт многих поколений подвижников, не исключая свой собственный. Неслучайно поэтому книга стала настоящим практическим руководством по духовной жизни для многих православных христиан, неважно, были они монахами или находились в миру. У нас нет цели проанализировать здесь все ее содержание. Скорее — дать импульс, побудить обратиться к этому замечательному по своей глубине, знанию и пониманию духовных и психологических законов тексту, чтобы попробовать применить хотя бы часть содержащихся в нем рекомендаций, советов и наблюдений в собственной жизни.

Читайте также:

Схиархимандрит Илий (Ноздрин): «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может»

Смысл и главная идея «Невидимой брани изложены автором в самой первой главе «В чем состоит христианское совершенство», где не только говорится о том, что это такое, но и широкими мазками представлены основные направления, по которым пролегает путь к нему. Христианское совершенство определяется автором в одной строчке: «самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним». Тут же даны и средства к достижению совершенного состояния, которые состоят в усвоении человеком следующих христианских добродетелей.

Любовь к Богу и ближнему

Основываясь на Священном Писании, преподобный Никодим называет любовь к Богу и ближнему основанием всей христианской жизни и обязательным условием совершенства. Любовь к Богу выражается в исполнении Его заповедей, общении с Ним через молитву и таинства, а также «полном и вседерзновенном уповании» на Него. Любовь к ближнему проявляется в милосердии, прощении и служении другим.

Смирение

Автор считает смирение одной из самых важных добродетелей, которая помогает человеку видеть свои грехи и недостатки, избегать гордости и осуждения других.

Покаяние

Покаяние, которое состоит во внимательном отношении к себе, раскаянии в грехах и постоянной внутренней работе над изменением своей жизни, — путь к духовному очищению и преображению. Преподобный Никодим подчеркивает, что покаяние должно быть искренним и непрерывным, сопровождающим всю жизнь христианина.

Молитва и участие в таинствах

Регулярная молитва и участие в церковных таинствах, в первую очередь — исповедь и причастие, играют важную роль в духовном росте и совершенствовании, полагает преподобный Никодим. Молитва соединяет человека с Богом, а таинства сообщают человеку благодать, необходимую для преодоления грехов.

Борьба со страстями и греховными мыслями

Никодим Святогорец подробно описывает борьбу с греховными страстями как важную составляющую духовной жизни. Для этого он советует использовать в том числе аскетические практики, такие как пост, молитва, понуждение себя к труду и др. Все это помогает укрепить волю и освободиться от власти страстей. Относительно работы с мыслями Никодим писал, что, как только появляется греховная мысль, ее нужно немедленно отгонять, не вступая в диалог и не размышляя о ней. Это позволяет избежать усиления искушения и не дать греховной мысли укорениться.

Духовное чтение

По мысли автора, изучение Священного Писания и трудов святых отцов помогает глубже понять суть христианства и вдохновляет на духовный подвиг.

Важно, что автор «Невидимой брани» проводит четкую грань между христианским совершенством как целью жизни христианина и христианскими добродетелями как средством к достижению цели. Более того, он предостерегает от чрезмерного увлечения тем или иным видом аскезы, особенно если внешнее исполнение аскетического подвига не затрагивает сердце христианина. «Эти же добродетели тем, которые в них полагают всю основу своей жизни и своего упования, могут причинить больший вред, нежели явные их опущения — не сами по себе, потому что они благочестны и святы, а по вине тех, которые не как должно пользуются ими, — именно когда они, внимая только сим добродетелям, внешне совершаемым, оставляют сердце свое тещи в собственных своих волениях и в волениях диавола», — говорится в книге.

Такое ревностное, но сугубо внешнее «подвижничество» опасно тем, что развивает в человеке гордыню, дает ложное восприятие самого себя, приводит его в состояние духовной прелести. Он начинает считать себя совершенным и свысока смотреть на окружающих. В этом случае для спасения такого человека необходимо чудо, или, как формулирует это сам Никодим Святогорец, «особое Божие воздействие». «Удобнее обратиться на добро явному грешнику, нежели скрытному, укрывающемуся под покровом видимых добродетелей», — заключает он.

Итак, духовное совершенство в представлении Никодима Святогорца — это непрерывное движение к Богу, уподобление Ему через любовь, смирение, покаяние и духовное бодрствование. Оно подразумевает глубокое осознание своих грехов, постоянную молитву, участие в церковных таинствах и непрестанную борьбу с греховными мыслями и страстями. Преподобный Никодим подчеркивает, что этот путь требует не только духовного усилия, но и благодати Божией, которая укрепляет человека и поддерживает его. Ну а для более глубокого понимания и практического применения этих духовных принципов стоит, как уже говорилось выше, непосредственно взять в руки «Невидимую брань». Она может стать настоящим путеводителем на пути к духовному совершенству, помочь обрести внутренний мир и гармонию в отношениях с Богом.

1
18
Сохранить
Поделиться: