Для начала — три короткие истории (имена и прочие привязки в них изменены). Десятилетняя Таня любит сочинять сказки и истории. Ее папе очень нравится дочкино творчество. Нравится настолько, что папа ходит по издательствам и пытается протолкнуть сборник Таниных творений. Отчаявшись, он издает роскошную книгу за свой счет. Отныне Таня — не просто девочка, а писательница, у которой издана книга! Таня поначалу преисполнена чувством собственной значимости, задирает нос перед подружками, но потом ей это надоедает… однако писать надо, нельзя ж обмануть папины ожидания. И пишет, пишет… ее сказки становятся всё менее живыми, всё более посредственными… но ни папа, ни сама Таня этого не замечают.
А вот восьмилетний Дима, в отличие от Тани, был потрясающе талантлив. Его стихами восхищались профессиональные поэты: Димина мама, женщина энергичная, сделала всё, чтобы обеспечить сыну известность. Тут уж не за свой счет — с Димой носились, его стихи печатали в разных журналах, его книжку выпустило серьезное московское издательство. Мальчика таскали по литературным салонам, называли не иначе, как «юный принц поэзии» — и так продолжалось до подросткового возраста, когда Дима взбунтовался и перестал писать стихи. Вообще. Ему надоело быть «юным принцем» и объектом восхищения. С тех пор прошло много времени, сейчас Дима взрослый, и как о поэте о нем ничего не слышно. Звезда его погасла.
А вот у 13-летнего Сережи, который сочиняет фантастические истории, родители люди серьезные и глупостей не любят. Ребенок не должен всякой фигней страдать, нужно хорошо учиться, получить отличное образование, престижную и денежную профессию. Для этого надо ходить на курсы английского, надо заниматься с репетиторами, полезен также спорт, чтобы держаться в тонусе… но тратить часы на бессмысленное бумагомарание? Сережины тетрадки с романами конфискуются и выкидываются в мусоропровод, Сереже делают суровые внушения… и цель в итоге достигнута: писать Сережа перестал. Правда, и общаться с родителями — тоже. Такой вот побочный эффект.
Что общего во всех этих историях? То, что дети занимаются литературным творчеством? Или неправильные (а порой и попросту идиотские) действия их родителей? И то, и другое.
Мне очень близка эта тема, потому что я семнадцатый год веду детскую литературную студию «Кот в мешке», сотрудничаю с другими детскими студиями, консультирую в интернете пишущих детей из разных российских регионов, ко мне иногда обращаются родители с просьбой оценить написанное их детьми. Кое-какой опыт накопился. В том числе и опыт общения с родителями одаренных детей.
Конечно, всякий дар — это радость. Когда твой ребенок начинает что-то сочинять — сказки, стихи, а то и романы — это всегда греет родительское сердце. Но не всегда люди понимают, что такой дар — это и дополнительная ответственность, а в случае детского творчества — еще и ответственность родителей перед детьми. Надо ведь так себя повести, чтобы не загасить эту искорку. А загасить ее можно разными способами: и неумеренной активностью, и демонстративным пренебрежением.
Чтобы действовать правильно, родителям нужно трезво смотреть на вещи.
Во-первых, нужно понимать, что детское литературное творчество (и не только литературное) — это в значительной мере игра, и чем младше ребенок, тем сильнее здесь элемент игры. А игрой невозможно заниматься принудительно. Игра должна быть в радость, а не в слезы. Поэтому нельзя по отношению к ребенку занимать позицию «тренера». Мне однажды пришлось убеждать одну маму, что известную фразу «ни дня без строчки» нельзя воспринимать буквально — а мама ведь заставляла свою дочку писать ежедневно и ругала ее за «отлынивание». То, что может быть уместно в отношении школьной учебы или спортивных тренировок, неуместно в отношении столь тонкой материи, как творческий дар.
Во-вторых, нужно понимать, что попытки литературного творчества могут быть просто одним из этапов развития ребенка. Сочинял, сочинял — и перестал сочинять, увлекся чем-то другим. Это нормально, это не катастрофа, это не предательство. Попытки вернуть ребенка (тем более подростка) на «правильную стезю» приведут только к взаимному озлоблению.
В-третьих, нужно понимать, что творческий дар растет и раскрывается медленно — годами, десятилетиями. Поэтому не нужно ставить перед ребенком заведомо недостижимую планку. Он не сможет в одиннадцать лет писать на уровне взрослого автора. Сколь бы талантлив он ни был — ни жизненного, ни профессионального опыта у него нет. В его произведениях, наряду с яркими моментами, неизбежно будут банальности, будут языковые ляпы, будут пошлости и глупости. Взрослый, оценивая детскую работу, может деликатно указать на эти места, но он не должен требовать полной переделки. Это невозможно: выше головы не прыгнешь.
Еще один вроде бы и частный, но важный момент: грамматические ошибки. Это последнее, на что взрослым следует обращать внимание, потому что если на ошибках акцентироваться, то ребенок начнет относиться к своим работам как к школьным упражнениям по русскому — то есть со скукой. Более того, здесь возможна и обида на взрослых: если вы в моем тексте в первую очередь видите ошибки, а не содержание, значит, содержание вам неинтересно.
В-четвертых, нужно понимать, что объективно оценить качество детских литературных работ бывает трудно даже профессиональному писателю или критику. С чем сравнивать? С творчеством мэтров? С творчеством других детей? И по каким критериям сравнивать? Ведь то, что выглядит ярко и живо в детском тексте, гляделось бы элементарной ошибкой в тексте взрослого автора. Тем более трудно оценить это родителям, далеким от литературы. Хорошо, конечно, если ребенок занимается в каком-то кружке или студии, где с ним работают профессионалы, но таких студий мало и гораздо чаще ребенок варится в собственном соку. Кроме родителей, ему и некому показать свои творения. А те чаще всего склонны восхищаться, потому что их оценка всегда помножена на их материнско-отцовскую любовь.
В-пятых, есть закономерность в развитии литературного таланта. А именно: вкус вырабатывается позже, чем начинает проявляться дар. Поэтому у одного и того же ребенка наряду с талантливыми вещами появляются и абсолютно серенькие, проходные. Тут возможны две ошибки взрослых: они или восхищаются неудачными текстами наравне с удачными, или судят именно по неудачным. Поэтому если уж вы хотите показать творчество своих детей профессионалам, то показывайте всё, а не только то, что вам самим нравится или что вы полагаете типичным. Очень может быть, профессионал отметит как раз то, на что вы не обратили внимания.
В общем, если ваши дети начинают что-то писать — это замечательно. Вы должны это всячески приветствовать — уже хотя бы потому, что чем бы ни завершился у вашего ребенка «роман с литературой», это обогатит его внутренний мир, разовьет его личность. Но при этом нужно трезво смотреть на вещи и не провоцировать в ребенке тщеславие, самомнение. Пишет? Прекрасно, пусть пишет. Но восхищаться каждой его строчкой вовсе не обязательно, тем более не стоит пиарить его произведения, обольщать его великими перспективами. Если есть возможность ходить в детскую литературную студию — предоставьте ему эту возможность, а уж воспользуется ли он ею — решать ему.
Не нужно делать из ребенка писателя. Нужно не мешать ему стать писателем.