Сергей Свешников, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова:

Семья, по определению философа Ивана Александровича Ильина, есть «первый, естественный и священный союз, в который вступает человек, — он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения — родине и государству». Семья, таким образом, определяет будущее как личности, государства, так и культуры. Согласно И. А. Ильину, семья является первичным лоном человеческой культуры. «Мы все, — пишет он, — слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески материнской семьи или как бы живым символом ее семейного духа». Воистину (как сказал немецкий богослов Толук) мир «управляется из детской» и разрушается из нее.

Семья и национальная культура неразрывны. Можно сказать, что уклад русской семьи определил характер нашей национальной культуры, в свою очередь, русская культура всегда была хранительницей традиций русской семьи.

Кризис культуры и кризис семьи в двадцатом столетии имеют одну природу — духовную. Мы — свидетели того, как пораженная духовно культура разрушительно влияет на семью, а вырастающие вне семейных традиций поколения отторгают ценности национальной культуры.

И последствия этого кризиса вполне ощутимы. По моим данным, ежедневно в России из-за распада семьи 1 288 детей остаются без одного родителя, 30 малышей передаются на воспитание в дом младенца (ребенка), 132 — под опеку и усыновление, 237 — сбегают из дома, 952 — ставятся на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, 235 — садятся на скамью подсудимых. Около 5-6% детей полностью лишены семейного уюта. Заботу о таких детях вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных, учебно-воспитательных учреждений, количество которых постоянно увеличивается. Но таким ли должно быть решение проблемы?

Сегодня в преодолении кризиса семьи уже мало что зависит от политиков или от идеологов. Будущее в значительно большей степени определяется направленностью культуры и образования. Идеологии возникали как суррогаты религии, вытесняя ее, но они не укоренены в культуре и не способны удовлетворить духовные запросы человека.

Воспитание и образование, призванные сформировать целостное развитие личности, ее ценностную идентификацию, должны следовать идеалам национальной культуры.

Однако в образовании последних десятилетий вместо вдумчивого и бережного возрождения истоков нашей нравственности и культуры распространяется бездумное экспериментирование, нелепое подражательство западным образцам, прямая агрессия на духовно-нравственные основы нашего образа жизни, отрицание необходимости воспитания вообще.

К сожалению, сегодня уже никого не удивляет, что родители и дети говорят на разных языках, имеют разные запросы, порой несовместимые ценности.

Желание и попытки отдельных семей возвратить в дом традиционные ценности наталкиваются на отсутствие живого опыта отношений, основанных на иерархии и подлинной любви. Восстановление нравственной красоты человеческой личности и семейных отношений и есть приобщение к ценностям православной культуры, в которой существует глубокая связь между понятиями «свобода» и «ответственность», «благочестие» и «добродетель», «служение Богу, Отечеству и людям».

Православная традиция способствовала утверждению в русской культуре примата духовного начала над материальным. Но сегодняшняя молодежь сделала своим кумиром деньги, развлечения, телесные удовольствия. В русской традиции уважение к родителям — условие долгой и благополучной жизни. Но в сегодняшних семьях дети и родители стали конкурентами за материальные блага и апеллируют в этой конкуренции каждый к своим правам.

Преодоление кризиса неосуществимо без возрождения традиционной семьи. А возрождение такой семьи возможно лишь на основе приобщения подрастающих поколений к ценностям национальной культуры. Именно увлечь молодежь духом национальной культуры — важнейшая задача педагогов.

Сегодня, когда практически разрушены культурно-религиозные традиции в семье и обществе, большинство молодых людей лишены представлений о счастливой жизни в браке. Семейное благополучие не рождается только из штампа в паспорте. Оно требует душевных усилий, знания духовных и психологических законов супружества и родительства, желания и умения реализовать себя в лучшем. К пониманию этого мы и должны привести современную молодежь.

Православная культура хранит смыслы семейных ценностей и рассматривает супружеский союз как путь совместного спасения, устремленный в Вечность. То, что наши предшественники приобрели в православной среде через житейский опыт в родительских семьях, сегодня необходимо восполнить через образование и воспитание.

Сегодняшняя обескровленная семья, в которой родители сами страдают инфантилизмом, духовной незрелостью, в которой отсутствует единство между супругами и между поколениями, нуждается в помощи и в руководстве со стороны профессиональных педагогов, деятелей культуры, Православной Церкви.

На заставке фрагмент фото James Thompson,flickr.com

Читайте также другие публикации, посвященные Дню семьи:

- УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЕЖ, или А ЗАЧЕМ ЖЕНИТЬСЯ-ТО?

- ЧТО ПРОИСХОДИТ С СЕМЬЕЙ?

- ДОРОГА В ВЕЧНОСТЬ

- ИСАЙЕ, ЛИКУЙ!

- БРАК - ЧУДО НА ЗЕМЛЕ

- СЕМЕЙНЫЕ АСПЕКТЫ

0
0
Сохранить
Поделиться: