«Мы ж не святые!»: какую ошибку можно совершить при чтении житий – Православный журнал «Фома»
«Мы ж не святые!»: какую ошибку можно совершить при чтении житий

«Мы ж не святые!»: какую ошибку можно совершить при чтении житий

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Подвиг святых, каким мы его представляем по житию, может иначе выглядеть при исследовании исторических реалий или документов. Меньше мистики; «приземлённей» обстоятельства; яснее человеческое несовершенство. Ведь все люди грешны, кроме Самого Христа, и святость раскрывается зачастую как преодоление греха, заключается в плодах истинного покаяния, а не в том, что если святой, то значит безошибочный, всегда праведный и добронравный.

Но для некоторых людей любое, даже незначительное отклонение от «канонического» житийного представления о святости — шок и чуть ли не святотатство. Понимаю, что есть всегда опасение согрешить искажением истины. Особенно после века, когда активно и «с научных позиций» перевирали Евангелие и лгали на Церковь. Но вот от чего, мне кажется, надо стараться воздерживаться при восприятии житий и их главных героев — святых людей.

Воздерживаться надо от представления о том, что есть «мы», нормальные, а по сути слабые и неспособные к святости люди. А есть некие сверх-человеки, до которых нет смысла и тянуться даже. Заповеди и полнота церковной жизни — это только для них, для святых. Поскольку их «Бог избрал». И с ними всё не так, как в обычной жизни. А мы... Что «мы»? «Мы ж не святые!»

Вот такого восприятия житий надо избегать. Когда, читая о святых, проще и удобней думать, будто они какое-то особое сословие или каста. Призванные. Избранные. В отличие от «обычных» верующих, которые якобы не призваны и не избраны.

Труды церковных историков, уточнения и разъяснения подлинных обстоятельств жизни наших святых могут обличить это заблуждение. Поскольку к святости призваны все и каждый. И святыми вовсе не рождаются.

Прямо сейчас некто рядом совершает тот самый подвиг истинного покаяния, в то время как я ищу причину и оправдываюсь тем, что обычный и неготовый жить по Евангелию и заповедям. В этот момент напоминание про исторические реалии становится очень уместным. Это возврат к факту, что святые вырастали точно в тех же обстоятельствах, что и все люди, а не на особой «грядке». А значит нет такого оправдания: «Я же не святой». Нет. И житиями не нужно закрываться от этой простой истины.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (31 голосов, средняя: 4,97 из 5)
Загрузка...
30 января 2022
Теги:
Поделиться:

  • настя
    настя8 месяцев назадОтветить

    покаяние это не подвиг а наша реакция на подвиг Христа ради нашего спасения. все верующие во Христа как своего Спасителя святы в глазах Бога. Так как Она смотрит на нас через жертву Иисуса.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил8 месяцев назадОтветить

    Интересно, а если и тут найдется десяток-другой имен, каким будет следующее уточнение?

    Михаил Болгарский
    Симеон Верхотурский
    Юлиания Лазаревская
    Тавифа (которая ученица ап. Петра)

    Прибавьте к этому списку тех из прошлого списка, которые подходят под Ваши требования. Это те, что мне удалось просто вспомнить, если взять календарь и начать читать - наберется ещё. Как говорится, было бы желание.

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков8 месяцев назадОтветить

    Об этом я уже писал: тут путается 1) жизненный путь, который у подавляющего большинства людей чреват едиными проблемами отношений, трудностями, искушениями. И -- итог жизни и воля Божия на молитвенную помощь праведника нам после его кончины. То, что человек в какой-то момент избрал монашеский путь, стал священником -- это определенная жизненная ступень, какая свидетельствует о движении веры, но ничего не предопределяет для остальных. И более того: служение несет свои духовные опасности и по-своему осложняет жизнь. В которой присутствуют все общие человеческие искушения и страсти.

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков8 месяцев назадОтветить

    А что же не к автору вопрос? ) Пожалуйста, пример навскидку: святой Артемий Веркольский.

  • Василий (aka Minimorum)
    Василий (aka Minimorum)8 месяцев назадОтветить

    P.S.: прошу прощения, забыл добавить: "...который при своей земной жизни не имел ни монашеского и ни священнического сана, и при этом также не был ни власть-имущим (т.е. "благоверным князем"), ни "Христа ради юродивым, и сподобился мирной кончины, т.е. не был убит или замучен за свою веру во Христа"

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил8 месяцев назадОтветить

    Вы говорите как настоящая православная христианка! Слава Богу!

  • настя
    настя8 месяцев назадОтветить

    совершенно верно. в раю только святые .но разве можно попасть в рай минуя жертвы Христа? что говорит Библия? кто будет в раю. " ибо так возлюбил Бог мир что отдал Сына своего единородного дабы всякий верующий в Него не погиб но имел жизнь вечную"- Еван- от Иоанна. верующий во Христа не судится но перешел от смерти в жизнь . верующий во Христа имеет жизнь вечную и на суд не приходит .не благодаря своей святости и делам мы в вечности будем со Христом. а благодаря Его жертве. наша праведность наши добрые дела это плод нашего обращения к Богу. плод уверования во Христа как своего Спасителя. без посвящения Христу не будет никакой святости а только наши жалкие усилия

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил8 месяцев назадОтветить

    И я, и вся православная Церковь согласна с Вами, Анастасия! Канонизация человека не является декларацией его безгрешности. Канонизация - всего лишь признание того, что человек в своём подвиге проявил себя более ярко, чем другие, и ничего более.

  • настя
    настя8 месяцев назадОтветить

    к святости призван каждый. "воля Божья есть освящение ваше". но никто кроме Бога не может назвать человека святым в смысле безгрешным .апостол Павел пишет все мы много согрешаем. кто говорит что он не согрешает тот обманывает сам себя. святой значит отделенный для Бога. Павел обращаясь к церкви называет их святыми. а дальше он пишет о тех проблемах что имела местная община.то есть называя так людей он вовсе не имеет ввиду их безгрешность.

  • настя
    настя8 месяцев назадОтветить

    где в Новом завете вы встречали монахов???что значит святых праведных мирян??? это кто? или люди верят Богу и тогда они верующие или нет .миряне это как понимаю люди мира то есть неверующие и значит по определению святыми быть не могут. так как святой значит отделенный для Бога. давайте обратимся к первоисточнику Библии. Апостол Павел пишет послания церквям и начинает свое послание словами " святым". все уверовавшие во Христа святы. это не значит что они совершенны и никогда не оступаются это значит Бог смотрит на них через жертву Христа .Иисус заплатил за наши грехи своей смертью и воскрес для нашего оправдания. Он наш Ходатай. да и кто может судить о человеке насколько он праведен кроме Бога? только бог знает наше сердце наши мотивы и дела .вне Христа нет святых на земле. во Христе все святы. нет разницы какой у кого труд или служение.

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь