...В ноябре 1940 года, отвечая на вопросы суда, Дмитрий Емельянович заявил: «В предъявленном обвинении виновным себя не признаю. Мне безразлично, какая была бы власть, — я обязан ей подчиняться. Когда были в нашем селе поминки, то я на них ничего не говорил плохо про власти. И заявляю, что мне жить было хорошо на хуторе, а также и в колхозном центре... Обрядами я занимался; когда кто-либо помрет, тогда приглашали меня на похороны, и здесь я читал по-славянски, но никакой агитации и здесь не проводил против советской власти. И детей я не крестил никогда и нигде, но бывало, что начнут просить, чтобы я покрестил, но я только пальцами перекрещу, и больше ничего не делал... Религиозные обряды я проводил только на похоронах, и деньги я не просил, если сами только дадут... Когда уже была закрыта церковь, то было собрание, и на этом собрании мы записывали верующих, чтобы пойти в сельсовет, чтобы открыли обратно церковь».
На основании показаний лжесвидетелей суд приговорит Дмитрия Власенкова к заключению в лагере. Оттуда он не вернется…
***
Мученик Димитрий родился 15 мая 1880 года в местечке Россасна Горецкого уезда Могилевской губернии, а ныне Витебской области, в семье крестьянина Емельяна Власенкова, исполнявшего в селе должность волостного старшины. Окончив церковноприходскую школу, Дмитрий стал заниматься земледелием, как его отец и братья. В 1901 году он был призван в армию и прослужил до 1905 года в Финляндском лейб-гвардейском полку сначала рядовым, а затем унтер-офицером.
Господь даровал им с женой Дарьей большую семью, и можно сказать, что они были счастливы, насколько вообще может быть счастлив человек во временной жизни. Воспитанный в вере и благочестии, Дмитрий Емельянович был усердным прихожанином Георгиевского храма в родном селе, с детства он пел здесь на клиросе, некоторое время был псаломщиком, а во времена гонений в 1931 году — избран в церковный совет, в котором состоял до 1934 года, когда храм был закрыт после ареста священника. Дмитрий Емельянович вместе с прихожанами не согласился с тем, что их лишили богослужения, и стал хлопотать об открытии храма, но эти хлопоты не увенчались успехом.
С каждым годом жизнь для верующих в советской России становилась все тяжелей. Дмитрий Емельянович договорился со своей женой разделиться, чтобы она и дети не были лишены гражданских прав, отмеченные клеймом единоличников: Дарья Гавриловна пошла работать в колхоз, а Дмитрий Емельянович, чтобы прокормить семью, продолжал заниматься земледелием на своей усадьбе как единоличник.
Для кого отрада — светское веселье, а для верующего человека отрадой является богослужение. Крестьяне страдали от отсутствия богослужения и через некоторое время стали упрашивать Дмитрия Емельяновича, чтобы он, как человек, наученный всему церковному, бывший псаломщиком, приходил к ним в дома хотя бы почитать Псалтирь по покойнику. По приглашению прихожан он стал ходить по домам читать Псалтирь по усопшим, а на Радоницу вместе с односельчанами отправлялся помолиться за усопших на кладбище. В это время здесь собиралось до двухсот человек молящихся. Были и свои хористы, которые под управлением Дмитрия Емельяновича пели панихиду.
Местные власти были недовольны тем, что, несмотря на закрытие храма и арест священника, религиозная жизнь в селе не прекратилась и в конце концов приняли решение арестовать Дмитрия Емельяновича. Несколько свидетелей под угрозой, что они будут привлечены к уголовной ответственности за участие в панихидах и поминках, если не дадут нужных показаний против псаломщика, согласились подписать протоколы со лжесвидетельствами, в которых говорилось, что во время поминок тот занимался антисоветской агитацией.
16 мая 1940 года он был заключен в тюрьму в городе Орше и сразу же допрошен.
— Во время обыска у вас были обнаружены списки людей, состоящих в общине, крест, маленькая икона и Библии. Для чего вы это хранили? — спросил его следователь.
— Списки были составлены в 1932 году для сбора денег на предмет уплаты налогов за церковь... Списки, крест, икона и Библии хранились у меня, поскольку я человек верующий...
— Вы арестованы за проводимую вами антисоветскую работу среди населения. Дайте ответ по существу.
— Антисоветской работы среди населения я не проводил, но признаюсь, что были моменты, когда я проводил религиозные обряды.
— Мы располагаем данными о том, что вы под видом проведения религиозных обрядов проводили среди населения антисоветскую работу, распространяли ложные, провокационные слухи о падении советской власти. Расскажите об этом по существу.
— Антисоветской работы я никогда не проводил и против советской власти ничего не высказывал.
Были вызваны лжесвидетели, которые подтвердили данные ими ранее показания и на очной ставке, после чего следователь вновь допросил псаломщика.
— Вас свидетели на очных ставках достаточно изобличили в проводимой вами антисоветской деятельности. Дайте ответ по существу! — потребовал следователь.
— Я никакой антисоветской работы не проводил, и показания свидетелей о проводимой антисоветской агитации я не подтверждаю. Признаюсь, что религиозные обряды я действительно проводил у тех, кто меня об этом просил, — ответил Дмитрий Емельянович.
— Почему вы не хотите показать следствию о вашей антисоветской деятельности?
— Я не знаю, почему обо мне так показывают свидетели, но никаких антисоветских измышлений не говорил.
17 июля 1940 года состоялось заседание Коллегии по уголовным делам Витебского суда, и Дмитрий Емельянович был снова допрошен. «Виновным я себя не признаю, я никакой антисоветской деятельностью не занимался, — сказал он. — При обыске у меня изъяли Псалтирь, Евангелие, два молитвенника, крест. Я был певчим в Россасне с малых лет, в церковном совете я состоял до тех пор, пока церковь не отняли. Я ходил и писал имена людей в Россасне, чтобы разрешили участвовать в церковных собраниях. Деньги я собирал для того, чтобы платить налог за церковь... В 1939 году на кладбище в Россасне во время Радоницы справлял религиозный обряд, было там человек приблизительно 150–200, но я никакой антисоветской агитации не проводил; эти свидетели говорят против меня, сам не знаю почему... Я утверждаю, что я никаких контрреволюционных антисоветских разговоров не вел».
После заслушивания показаний лжесвидетелей, с которыми Дмитрий Емельянович категорически не согласился, участвовавший в заседаниях суда прокурор подала ходатайство, чтобы дело отправили на доследование, поскольку все свидетели со стороны обвинения являются родственниками, других свидетелей допрошено не было, а кроме того, следствие, выясняя участие обвиняемого в исполнении религиозных обрядов, не выяснило, имеет ли это отношение к контрреволюционной деятельности.
Однако вышестоящий прокурор Витебской области оспорил это решение и постановил отправить дело в суд, но назначить другой состав суда. 19 ноября 1940 года состоялось следующее заседание областного суда.
Лжесвидетели и на этом судебном заседании повторили свои показания, и Дмитрий Емельянович снова все их отверг. Когда судебные прения закончились, прокурор потребовал приговорить подсудимого к шести годам заключения в исправительно-трудовом лагере; адвокат просил учесть смягчающие обстоятельства и уменьшить срок наказания. Дмитрий Емельянович, обращаясь к судьям, сказал, что он человек больной и просит вынести ему справедливый приговор. В тот же день суд вынес решение: приговорить его к пяти годам заключения. Дмитрий Емельянович подал в Верховный суд кассационную жалобу, в которой убедительно доказывал свою невиновность и что он осужден исключительно по показаниям лжесвидетелей. Он просил вызвать других свидетелей из жителей села Россасна для дачи дополнительных показаний, но суд ему в этом отказал.
Дмитрий Емельянович был отправлен этапом из тюрьмы в Орше в Казахстан и 11 мая 1941 года прибыл на станцию Карабас, откуда был распределен в 5-е Эспинское отделение Карагандинского лагеря. Весной 1942 года он тяжело заболел и 5 мая был помещен в лагерную больницу, где в тот же день и скончался. Дмитрий Емельянович Власенков был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище Эспинского отделения Карлага.