Вопрос читателя:

Здравствуйте. К сожалению, я склонен впадать в крайности и предаваться сомнениям. «Накручивать себя», проще говоря. Интересует одна тема. Насколько я знаю, во времена Ветхого Завета казнили за прелюбодеяние и блуд. «Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя» (Второзаконие 22:20-22:21). И даже насильник должен был остаться со своей жертвой: «Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их, то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят [сиклей] серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею» (Второзаконие 22:28-22:29). И все же Иисус Христос спас прелюбодейку от казни (Евангелие от Иоанна 8:3-8:11). Действительно ли это значит, что покаявшаяся женщина с прошлым может выйти замуж и ее можно взять в жены? Я знаю, что Христос искупил все наши грехи, умерев за нас на кресте. Меня одолевают сомнения, кажется, что Церковь нарушает Законы Божии, например допуская развод по вине не прелюбодеяния, а по вине, к примеру, тяжёлой болезни или отпадения от Православия одного из супругов. Интересно, есть ли в Новом Завете примеры вступление в брак недевственных, кроме Раав (есть сомнения, что она не была блудницей)? Помогите и помолитесь за меня, пожалуйста.

Даниил

Ответ священника:

Андрей ЕФАНОВ

протоиерей

Здравствуйте, Даниил!

В христианстве требования к чистоте души и тела одинаковы для мужчин и женщин. Если мужчина или женщина принесет покаяние, если вместо прежней разгульной и блудной жизни честно и искренне вознамерится и станет вести жизнь христианскую, сдержанную, и если найдется человек, готовый принять его или ее с таким предыдущим жизненным опытом, вступать в брак можно. А если у Вас у самого опыт, скажем так, схожий с опытом женщины, о которой Вы спрашиваете, и если Вы любите ее и готовы стать ей достойным и хорошим мужем, жениться можно.

Если есть сомнения, не торопитесь. Помолитесь, подумайте, обсудите с Вашей избранницей планы на будущее, подход к семейной жизни, отношениям, решению конфликтов, планированию бюджета, рождению и воспитанию детей, работе и так далее по всем сторонам совместной жизни. Если увидите, что совпадаете в подходах — перспектива брака появится. Если обнаружите сплошные разногласия и нежелание обоих приходить к общему мнению и компромиссу, я бы ставил такой брак под сомнение.

Важно посоветоваться со священником, которому Вы исповедуетесь, лично. Повторю: никто Вас не торопит с принятием решения. Походите вместе на богослужения, поучаствуйте в приходской деятельности, съездите куда-нибудь как волонтеры — увидите и друг друга в сложных ситуациях, и то, как между собой взаимодействуете.

Что касается Ваших сомнений о Церкви, давайте еще раз посмотрим Основы социальной концепции Русской Православной Церкви:

«Х.3. Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и народа.

Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод. Священнослужители также призваны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага.

К сожалению, иногда по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в Таинстве Брака, и уберечь единство семьи. Желая спасения грешников, Церковь дает им возможность исправления и готова после покаяния вновь допустить их к Таинствам (...).

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа".

Как видите, развод Церковью отнюдь не приветствуется и не поощряется. Что касается остальных оснований, кроме прелюбодеяния, легко можно понять, что они очень естественны.

Отпадение супруга или супруги от Православия может иметь очень серьезные последствия для отношений. Скажем, если человек стал членом деструктивной секты, очень скоро он полностью перейдет под контроль лидеров этой секты и вся его жизнь перестанет быть жизнью свободного человека, потому что он станет полностью зависим от сектантских лидеров. Что касается перехода в другие конфессии и религии, как правило, это сказывается на отношениях тем, что такой супруг начинает стремиться обратить другого и детей в свою веру — и таким образом склоняет их к предательству Христа, что недопустимо. Если человек находится в духовном поиске, никто не будет сразу призывать к разводу: можно вместе прийти поговорить со священником, спокойно разобраться, что и как.

Противоестественные пороки, как несложно себе представить, будут наполнять и отравлять жизнь не только их носителя, но и всех членов его семьи. Мириться с таким нельзя, содействовать и поощрять тоже. Как правило, второй супруг либо должен стать соучастником в этих склонностях, либо противостать им, что приведет к конфликту и фактическому распаду семьи.

Неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, думаю, в комментариях не нуждается. Если человек не может быть мужем или женой в физиологическом смысле и тем более если он сам сделал себя таковым — брак обречен быть заведомо неполным, а потому недействителен.

Перечень заболеваний, не соотносящихся с браком, как кажется, тоже понятен без комментариев: проказа, сифилис, СПИД, алкоголизм, наркомания, а также аборт без согласия супруга.

Длительное безвестное отсутствие и осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, как кажется, тоже понятно, как и неизлечимая тяжкая душевная болезнь, потому что при всем этом построить отношения просто невозможно.

Злонамеренное оставление одного супруга другим, например, в беде — это предательство, а с предателем брака никак не построишь.

Что касается вопроса про Раав и примеры из Нового завета, дорогой Даниил, кажется, что Вы, пытаясь найти, в чем ошибается Церковь, не очень хорошо знаете ни основ веры, ни текста основной книги — Нового Завета. Поэтому давайте Вы попробуете получше изучить свою веру? Не сразу, постепенно. Так и вопросов будет меньше, и сомнений.

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
4
18
Сохранить
Поделиться: