Очень понятное мне письмо-вопрос на сайте журнала «Фома»:

Что делать если долгое время глухая стена? Молись не молись — вообще никаких сдвигов, только неприятностей больше и больше. Просто, слушая свою совесть, можно очень далеко зайти. Потерять последнюю стабильность, если, например, не поддерживать шутки которые в основном только об одном. Похоже, Бог, как и люди, помогает не всем людям. Да нет ответа даже, чем я заслужил быть проклятым Богом. Если приведен в свет не по своей воле, если план на меня «барахтайся во всем сам», то имею ли я право знать, почему и за что? Нет?

Попробовал ответить:

Да, совесть может измучить. Пока я был толстовцем, особенно остро это ощущал. В том числе последний побег и смерть Толстого — горький тому пример. Вера в Бога была у меня умозрительной. Я Евангелия читал разве что как сборник нравственных проповедей. Но ведь главное в Евангелиях — это Бог в Его явлении в наш мир! А я точно уверовал в это Явление?

Христос — жив ли Он для меня? Как я отвечаю на тот вопрос, который воскресший Спаситель трижды задал апостолу Петру: «Любишь ли ты Меня?» Верю ли я... не только в объективное присутствие греха, но и в благодать, реальную, объективную силу и действие Святого Духа? Вот чего мне явно не хватало.

То есть, кроме работы совести, начинать надо не с «молись не молись», а с вопроса о вере. Верую ли я? Стала ли вера стержнем? Что для меня вера? Я вдруг понял, что вера — это и образ жизни, и образ мысли, и прямо любовь ко Христу — Воскресшему, Живому. К Богу, без Которого можно запросто пропустить, не заметить, не принять с благодарностью множество разнообразных даров. Какие уже имеем, не замечая. Начиная с самых простых, но необходимых.

Вот, мы-то привыкли, что есть воздух и мы им дышим. А между тем Церковь на каждом богослужении молится «о благорастворении воздухов». И действительно: разве свежий и пригодный для дыхания воздух — это данность? Нет конечно. И верующие правильно воспринимают всё, что даёт нам возможность жить. Это дар свыше. Можно возразить, что наша земная жизнь сопряжена со страданиями, ненадежна и конечна. Ну что ж... Нам в Писании раскрыты причины этой драмы, описан путь выхода и дано уверение от Бога: далее нас ждет иная, вечная жизнь.

Если я не стремлюсь уверовать во Христа и Евангелие, в благодать Святого Духа, в достижимость и реальность вечной жизни, как же мне молиться, чем утешаться, как использовать совесть не для самоистязания, но как компас, который помогает двигаться в верном направлении? Это риторический вопрос, конечно.

Вера нужна. Доверие. Любовь. Молитва не поможет, если не станет одним из нескольких важнейших средств выражения этой веры. Наряду с деятельным милосердием и, конечно же, принятием церковных таинств. Не надо ждать чуда и посещения Бога извне. Он уже в самом существе, если только человек любит Бога и открывает себя для Него.

Я пишу это не умозрительно. Это часть выстраданного и обдуманного мной. И это не означает, что для меня не осталось вопросов. И что я совсем не страдаю. И не сомневаюсь. Прекрасно понимаю, о чем Вы... Но ответ в том, чтобы поверить и полюбить. Иначе не выйдет: можете не заметить, хотя Бог всегда рядом. И главное: Он — в Вас.

1
1
Сохранить
Поделиться: