Вопрос читателя:

Практически весь свой подростковый период (который принято теперь называть лучшими безработными годами) я провела дома без друзей. Мне 17, а у меня ощущение, что я пропустила нечто ценное. У меня не получалось да и теперь не получается заводить друзей. Ровесники либо просто не обращают на меня внимания, либо не хотят со мной заводить близкой дружбы (как я замечала, им со мной просто скучно, как бы я ни старалась поддержать диалог). Я уже окончила школу, буду поступать в университет. Конечно, может, кто-то считает, что еще все впереди, но как? Если я была младше и так сложно давались знакомства, то что делать теперь... Как-то у меня ни с кем не клеится дружба, они считают меня странной, хотя я веду себя обычно. Когда вижу компании моих ровесников, как они веселятся, меня пробивает на слезы, ведь я так и не почувствовала всего этого. А все, с кем мне удавалось подружиться в Интернете, живут в других странах, а то и на других континентах, вряд ли мы когда-то бы встретились. Мне очень одиноко, хочется гулять, веселиться, но не с кем. Сижу, плачу и не понимаю что со мной не так. Дошло до того, что я начала испытывать ненависть к одногодкам из-за того, что у них есть друзья, веселье, а у меня ничего не получается. Чувствую себя лишней здесь, и хочется просто исчезнуть.

Ответ психолога:

Глеб ТКАЧЕНКО

психолог, психотерапевт

Здравствуйте!

Пожалуй, будет справедливо заметить, что подростковый период далеко не у всех беззаботный. Это возраст, на который приходится едва ли не самая большая доля глобальных изменений в психике и физиологии. Поэтому кризис подросткового возраста является одним из самых значимых для дальнейшей жизни и сложных для преодоления. 

В подростковом возрасте ведущей деятельностью психики становится интимно-личностное общение со сверстниками. Уроки, родители, цели на будущее — все это отходит на второй план. Подростки практически во всем равняются друг на друга и авторитет учителей и родителей значительно снижается. Более того: мир подростков оказывается закрыт для взрослых. Это не просто особенность возраста. Дело в том, что подростку на этом этапе важно решить очень сложную задачу: сформировать идентичность.

Что это такое? Простыми словами можно обозначить это как поиск ответа на вопрос «кто я такой?». В это понятие входят и личностные особенности, и мировоззрение, и увлечения, и много чего другого. Подросток выстраивает личностные границы, отказывается от того, что, по его мнению, не нужно, ищет свой путь. И тем самым формирует собственное «Я». 

А еще идентичность тесно связана с принадлежностью к социальной группе. Ведь человек не может существовать изолированно от общества, и поиск себя неизбежно связан с поиском своего места в социуме. И если у подростка возникают проблемы с идентичностью и принадлежностью, то он переживает это очень болезненно, ощущая себя неправильным, неполноценным. 

На мой взгляд, это то, что происходит сейчас с вами. По какой-то причине вы не нашли своего места в школьной среде. Ощущение себя неполноценным – это основа чувства стыда. Ведь стыд — это в первую очередь страх быть оставленным или отвергнутым обществом из-за ощущения, которое можно описать: «я недостоин быть его частью». Когда человек чувствует себя каким-то не таким и при этом наблюдает, что у других все нормально, то возникает зависть: гнев на других за то, что у них жизнь складывается лучше, чем у тебя. Вы чувствуете себя лишней, потому что вы не нашли своего места в группе сверстников. Вы не обрели принадлежность, без которой человек чувствует себя одиноким и лишним. 

Стоит понять очень важную вещь. Она заключается в том, что школьная среда — это очень хаотичное и непредсказуемое место. Она состоит из детей, которых собрали в одном месте без их личного на то желания или даже согласия, по абсолютно случайному принципу. Кому-то везет там найти родственную душу, кому-то нет. Далеко не всегда это говорит о том, что с вами что-то не так. То, что сверстникам с вами неинтересно, говорит не столько о вас, сколько о них. Ведь у вас же получилось завести друзей, которые живут далеко, а значит, в вас есть то, что может заинтересовать других. Вопрос в том, что этих других надо найти. 

Я из тех, кто считает, что все еще впереди. Университетская среда существенно отличается от школьной, потому что там вы встретитесь с людьми, которые выбрали тот же факультет, что и вы. И пришли туда в большинстве своем осознанно, а не по воле родителей. Вы не нашли себя среди сверстников в школе, не обрели эту принадлежность. Но у вас есть возможность сделать это в университете, с людьми, которые, вероятно, будут ближе вам по интересам. 

Для этого важно вернуть себе право на то, чтобы быть частью общества. Принять тот грустный факт, что в школе вы не обрели «своих» людей. Но не ставить на себе крест как на личности. Отнеситесь к себе с любовью и пониманием. Потому что из-за чувства стыда и неполноценности может быть затруднительно выстраивать отношения даже с теми, кто будет вам близок: ведь вы сами будете запрещать себе получать внимание и интерес со стороны, считая себя недостойной этого. Да, многие считают подростковый период лучшими годами в жизни. Но не менее часто можно услышать слова о том, что лучшие годы — это студенчество. Это говорит о том, что кто-то обретает свою принадлежность в школе, а кто-то в университете. Можно долго рассуждать о том, какой из этих вариантов более здоровый и правильный, но, на мой взгляд, смысла в этом нет. Все складывается так, как складывается. И ваша задача — позволить себе стать частью нового коллектива, в который вы попадете, оставив позади неудачный школьный опыт.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав нам на почту: psiholog@foma.ru

1
7
Сохранить
Поделиться: