Они как русские зори. Как вернувшееся прощание. Не кричат, не превозносятся, не настаивают на бесспорном. Просто смотрят все простившими наперед глазами-оконцами с калужских, рязанских холмов и равнин, с хранящей святую древнюю тишь Коломны, с родных неизбывных, ни с чем не сравнимых окраин: зимой ли, ворожа дыханьем морозца, или в поволоке беспечного летнего полдня, когда слова и звуки охотно растворяются в приглушенной задумчивой гамме цвета и света...
Так откровение проявляет себя в молчании. Так являет себя душа, наделенная даром художества. Душа, живущая в облике человека. Человека по имени Любовь. Любовь Евстратова.
Всякий художник начинается с детства. Ставропольский край, село Большая Джелда. Мама водила их в храм. И каждый выходной воскресный день был праздником — мама разрешала ничего не делать по дому: читайте книжки, рисуйте. Они садились с сестренкой за стол, раскладывали свои карандаши и рисовали... Несомненно, гены художества передались ей от отца: прирожденный художник, он лепил глиняные игрушки, и не просто лепил всех этих барышень и казаков, но, преображаясь, играл в эти образы, разговаривал с ними...
«Мама рассказывала, что в детстве заборов не было и я все время убегала. Убегу на улицу, она догоняет, я опять бегу к чужим людям. Она думает: ну всё, дома жить не будет, «возьмите, чужие люди». Наверное, по своему складу мне и далось то, что я заслужила, к чему стремилась...»
Действительно, жизнь будет складываться из переездов, бесчисленных творческих дорог и поездок, из многих и многих встреч с людьми, помогавшими стать художником и человеком, сопровождающими ее по жизни, как во все дни сопровождала её на расстоянии помогающая, оберегающая молитва мамы.
После окончания Ставропольского художественного училища будет и заветная Строгановка, будет замужество и рождение дочери. Но случится и новая, уже осознанная встреча с Богом: «Я испытала такую радость, притом эта радость была какая-то длительная, как-то хотелось и хочется эту радость не утерять. Соприкосновение с чем-то таким удивительно чистым, белым, и оно ни с чем не сравнимо». Появятся первые по-настоящему значительные работы, первые выставки, обретение собственного языка — своей живописи, а вместе с тем и осознание самой жизни, ее смысла, ее загадки... «Я поняла, что без Бога невозможна русская живопись, ты будешь всю дорогу путаться по каким-то дорожкам, тропинкам, уходить куда-то, а самого главного ты не встретишь, не столкнешься, все время ты будешь в заблуждениях в этих... К нам приезжают художники с Урала и удивляются, что у нас в Коломне все ходят в храм, все художники обязательно причащаются, исповедуются. „Что это у вас тут происходит такое?!“»
А происходит жизнь и любовь, без которой немыслимо никакое художество. Как-то ее спросили: что вдохновляет вас в написании этих картин, пейзажей? «И сразу первая фраза у меня — окружающие люди. Для чего мы еще живем? Мы и живем для этого, чтобы как-то помочь друг другу, принести какое-то тепло. Если я могу только это делать, значит, я должна делать это».
Все-таки есть какая-то божественная закономерность в этом: женщине, как идеалу всего прекрасного в человеке, естественнее быть художником, естественнее рождать — из тайны предбытия и творческих мук — своих деток прекрасного: в красках ли, в слове ли, в музыке... Эти детки Любови Евстратовой, тихие, ясные, русские, будут смотреть на нас, будут взрослеть вместе с нами, светить нам.
Ферапонтово. Холст, масло. 1999 г. |
Летний вечер. Холст, масло. 2005 г. |
Коломна. Холст, масло. 2005 г. |
Ночью. Холст, масло. 2005 г. |
Этюд. Холст, масло. 2000 г. |
Февраль. Холст, масло. 1994 г. |
Весна. Холст, масло. 2001 г. |
Зимняя ночь. Холст, масло. 2006 г. |