
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о том, кого Библия называет "ближним".
"Помочь ближнему" - одно из самых распространенных устойчивых выражений христианского происхождения. Откуда оно появилось и где мы встречаем это слово в Библии?
В Ветхом Завете слово «ближний» имеет несколько значений:
- Сосед ((Втор 19:14; 27:17; в Исх 11:2 (сосед-египтянин);
- Близкий человек (Пс 37:12). В Книге Иова (19:13 и далее) ближний стоит в одном ряду с родственниками;
- Некий человек (Лев 20:10; Исх 21:14; ср. ст. 12).
Понятие «ближний» содержится в одной из 10 заповедей: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18), и здесь ближний понимается как такой же, как ты.
В Новом завете смысл понятия «ближний» раскрывается в притче о милосердном самарянине (Лк 10: 30-37).
Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, изранили и ушли. Мимо пострадавшего прошли священник и левит (помощник священника). Только проезжавший по дороге самарянин остановился, перевязал раны пострадавшего, отвез в гостиницу и позаботился о лечении. Именно он оказался пострадавшему ближним.
Приведя его в пример, Христос говорит молодому человеку, который спрашивал Его о том, как наследовать жизнь вечную: «иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).
На заставке фрагмент картины «Добрый самарянин» Рембрандта. Источник фото wikipedia.org
"Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных."
Для Бога нет ближних или дальних. Исполнять или нет Его волю - свободный выбор человека.
Уважаемый ВЛАДИМИР ГУРБОЛИКОВ. новозаветное понимание Ближнего в корне другое нежели в иудаизме, где ближний это единоверец, не из гоев однозначно. В Лук 10 Христос не дает ответ ! заметьте . Фарисеям- садукеям и книжнику, отвергшим воскресение, Христос не отвечает на каверзные вопросы. Он сначала заставляет самостоятельно ответить его на первый вопрос. Но на повторную провокацию Он отвечает дерзко и коварно, заставляя сделать из притчи очевидный вывод , который ставит книжника в неразрешимый конфликт с его вероучением. Ибо Самаряне это религиозные враги иудеев, вероотступники , многобожники, язычники - т.е. гои! Т.о. Христос иносказательно насмехается над "экзаменующими" его законниками. Обнажает несостоятельность их веры, напрямую не опровергая их закон и не оскорбляя чувства верующих. В заключении советует поступать с язычниками и гоями не по закону Торы , но по людски. Открывать им кто есть ближний для христьянина нет смысла - они осмеивают Воскресение.
Разница есть тонкая. Любить ближнего повелел человек, а не Бог.
Солнце на век, счастье на век, так повелел человек.
Юрий, это не согласуется со Священным Писанием. В Евангелиях любовь к ближнему именно одна из главных заповедей Божиих. Думаю, Вы сами сможете найти посвящённые этому места в Новом Завете. Но если испытываете затруднения с таким поиском, то можем помочь.
Опять ложь и обман.
Вы призывает любить соседа, тогда как Библия не учит любить соседа, она учит любить того, кто ближе - родственников, родных, а потом уже друзей и лишь потом уже соседа.
Почему вдруг ложь и обман? См. притчу о ближнем в Евангелии. Там прямо опровергается Ваше утверждение. Или Вы не являетесь христианином? - Тогда можете не соглашаться. Но в православно христианском издании мы разъясняем вопросы с позиций своей веры. В этом нет обмана и лжи, это совершенно естественно.
Ближние – это вообще все люди, как близкие, так и даже враги, как это ни странно. (БОГДАНОВА Ольга)
То есть, по-вашему, в приче Господа Иисуса Христа ближними некому человеку являются все персоонажи этой притчи,в том числе и разбойники избившие этого человека.
Но Господь говорит,что это не так,ближним оказался лишь тот, кто оказал ему милость.