
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Понимаем ли специфические названия? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто в Библии называется скопцами.
В Синодальном переводе Ветхого завета слово «скопцы» обычно передано как «евнухи». Это мужчины, которые различными способами лишены способности к деторождению. Они служили при дворе, например, стражниками в гаремах (например, Есф 2:3,14; 4:5).
Различные причины оскопления перечислены в Ветхозаветной Книге Левит (22:24 и далее): раздавление, разбитие, вырывание, вырезывание, после чего добавляется: «в земле вашей не делайте сего».
Согласно Второзаконию, оскопленный мужчина не мог вступать в общество Господне (Втор 23:1), скопцы не могли быть священнослужителями (Лев 21:20). Когда наступит время спасения Божьего, Господь примет и евнуха (Ис 56:3-5; ср. Иер 38:7 и след.; 39:15-18). В связи с этим крещение евнуха [греч. эунухос], вельможи Кандакии (Деян 8:27-39), имеет особое значение.
О трех родах скопцов говорит Иисус Христос (Мф: 19:12): «есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит».
Этот фрагмент святитель Феофилакт Богларский объясняет следующим образом. «Скопцы от чрева матери их» - люди, которые по своему устройству не испытывают влечения к женщинам: целомудрие таковых не имеет ценности. Оскопленные от людей – те, кто «вследствие наставления других людей, удалил, как бы вырезал, разжжение плотской похоти». Те, кто сами сделали себя скопцами для Царства Небесного» - люди, которые склонили себя к целомудрию по собственному расположению. При этом имеется ввиду именно духовное целомудрие, а не физиологическая неполноценность.
На заставке фрагмент картины Обращение евнуха эфиоплянина. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. XIX в.
Мне тоже кажется, что имеется ввиду именно физическое оскопление. Иначе ведь можно было бы так и сказать - целомудрие. И это хорошо согласуется со словами об отсечении членов, вводящих в искушение.
Конечно незнаю... Но почему Феофилакт Болгарский так толкует, а может именно в прямом смысле и нужно понимать этот момент.
Во-первых потому, что Христос никогда не учил тому, что было бы противоестественно, опасно для жизни, и явно не достигает своей цели. Кроме того, Христос не нарушал ветхозаветного закона, и не призывал его нарушать, а оскопление и самооскопление в ветхом завете считалось довольно серьезным грехом.
Однако же Иисус неоднократно рекомендовал отсекать всякие члены, которые соблазняют, поскольку лучше их отсечь, нежели всему ввергнуться в геену огненную. Прямые советы отсечь руку или же вырвать око, почему бы в этом аналогичном случае должно быть иначе? Однако же в Ветхом завете действительно содержатся тезисы о непривлекательности для Бога как жертвенных животных с раздавленными ятрами, так и людей.