Вопрос, ответ на который вы прочитаете ниже, задал 10-летний ребенок. Но он может возникнуть и у взрослых людей, читающих Священное Писание. Отвечает протоиерей Димитрий Юревич, заведующий кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Павловске.
В Библии драконы действительно упоминаются, но очень редко. Всего в трех местах. Первые два места — это книги пророков Исайи (14:29) и Иеремии (51:34). А третье место — это Апокалипсис, точнее говоря, книга Откровения Иоанна Богослова. И во всех этих местах драконы упоминаются как поэтические образы. Поэтому из Библии мы можем сделать вывод только о том, что у древних людей была идея дракона, поскольку с драконами они что-либо сравнивали. Например, в книге пророка Иеремии говорится «Пожирал меня и грыз меня Навуходоносор, царь Вавилонский; сделал меня пустым сосудом; поглощал меня, как дракон…» В Откровении Иоанна Богослова образ дракона используется для указания на сатану: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною…»
Хороший вопрос: если у древних людей была идея дракона, то откуда она взялась? Ответа на этот вопрос в Библии нет, но, изучая разные культуры, мы видим, что вовсе не обязательно у каждого образа должен быть реальный прообраз. Какие-то образы — это просто плод человеческой фантазии. Например, в греческой мифологии есть крылатый конь Пегас, давным-давно являющийся образом поэтического вдохновения. Но никому же в голову не придет утверждать, будто во времена древних греков водились крылатые кони. Человеческая фантазия берет разные вещи из реального мира и соединяет их воедино. Возьмем коня, возьмем орла, и вот пожалуйста, конь с орлиными крыльями. Точно так же дракон. Берутся ящеры, берутся птицы, берется огонь — и пожалуйста, крылатые ящеры, способные дышать огнем.
Что же касается динозавров, то напрямую они в Библии, конечно, не упоминаются, потому что само слово «динозавр» возникло только в 1842 году. Но в Библии говорится о созданиях Божиих, которых при желании можно назвать динозаврами. Это, прежде всего, упоминаемый в некоторых книгах Ветхого Завета левиафан. А учитывая, что левиафан, согласно книге Иова, чудовище морское — то его, наверное, можно считать плезиозавром. Если, конечно, предположить, что отдельные экземпляры плезиозавров могли дожить до ветхозаветных времен. Но все-таки это лишь наши догадки, а что именно понимали древние люди под левиафаном, мы не знаем, точное значение этого слова утрачено.
И в любом случае вопрос о динозаврах и драконах — это совсем не религиозный вопрос. То есть были ли динозавры несколько тысяч лет назад, не было ли их — совершенно неважно для наших отношений с Богом.
Подготовил Виталий Каплан
Читайтe также:
- Как говорить с детьми о Боге: пять ошибок родителей
- ... и другие подборки Детских вопросов о Боге.