
Вопрос читателя:
Здравствуйте!
69-е правило Святых Апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен. (Трул. 29, 56, 89; Гангр. 19; Лаодик. 49, 50, 51, 52; Дионисия Александрийского. 1; Петра Алекс. 15; Тимофея Алекс. 8, 10)».
Кто сейчас отвечает за отлучение за недержание Великого поста для мирян? Как будет существовать Церковь, если реально начать отлучать? Сколько народу будет ходить в Церковь? Как это правило коррелирует с пасхальным «постившиеся и непостившиеся»? Спасибо.
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте!
В соответствии с нормами канонического права, на которые Вы ссылаетесь, отлучить мирянина от Церкви может только правящий архиерей. Власть священника состоит в том, чтобы не допустить к Святым Христовым Тайнам неготового человека и, при необходимости, уведомить архиерея для дальнейшего решения ситуации.
Многочисленные правила, о которых Вы упоминаете, писались в конкретную историческую эпоху. Но в каноническом праве нет процедуры отмены того или иного правила. Есть просто практика их применения.
Поэтому, как Вы можете видеть, Церковь, как любящая Мать, не использует всю строгость древних канонов к современным клирикам и верующим, понимая, что любовь превыше закона, а современный человек намного немощнее тех, во времена которых писались канонические правила. Об этом же первенстве любви перед законом свидетельствует и Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста на Святую Пасху, которое Вы цитируете.
Главное — не путать любовь со слабостью, а снисхождение — со вседозволенностью. И тогда наша совесть будет лучшим нашим контролером в постном подвиге и главным побудителем к спасительному покаянию, в том числе, и в нерадивом исполнении заповеди о посте.
Желаю Вам спасительного Великого поста!