«Крещение огнем»: было или нет? - Православный журнал «Фома»

«Крещение огнем»: было или нет?

Есть мнение, что святой князь Владимир крестил Русь «огнем и мечом» — то есть насильно. Якобы несогласных он приказывал убивать, а их дома — сжигать. И выбора у людей не было: либо умри, либо крестись. Но это не так. Как? — рассказываем в «Слайдах».

01

Как возникло выражение?

Словосочетание «огонь и меч» встречается только в одном произведении — Иоакимовской летописи. Якобы ее написал первый епископ Новгорода — Иоаким. «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» — вот что там сказано о крещении Новгорода. Проблема в том, что летопись в оригинале никто не видел. А историк XVIII века Василий Татищев, который опубликовал ее фрагменты в «Истории Российской», и сам не верил в то, что ее написал Иоаким.

02

Что произошло в Новгороде?

Если верить летописи, в Новгород прибыло княжеское посольство из Киева вместе с епископом для крещения. Местный волхв и градоначальник настроили против них горожан, и те сожгли церковь, разграбили дома христиан, убили жену и родственников Добрыни — дяди Владимира. Тогда полководцы из Киева напали на город и подожгли его окраину. Новгородцы сдались, пожар потушили, а горожан крестили. При этом не сказано, что после бунта последовали казни, новгородцев не ставили перед выбором: крещение или смерть. По средневековым меркам реакция посольства из Киева была даже слишком гуманной.

03

Где-то еще были волнения?

Да. В XI веке были волнения в Новгороде, Ростове и Муроме. При этом стычки носили скорее политический, а не религиозный характер — люди пытались захватить власть и выйти из-под контроля Киева. Например, Новгород хорошо известен сепаратистскими настроениями. Объединение русских племен состоялось незадолго до крещения Руси, поэтому разногласия оставались. Еще одна причина редких волнений в том, что жрецы на Руси были не везде — часто их функцию выполняли князья или другое руководство, которые в итоге крестились.

04

Люди искренне крестились?

Не все. На том этапе нельзя говорить об искренности и сознательности выбора в принятии христианства — никто не хотел становиться врагом князя, который к тому же был для славян-язычников высшим духовным авторитетом и верховным жрецом. Владимир, кстати, свой выбор согласовывал со старейшинами.

05

Людей убивали миллионами за отказ креститься?

Это никак не подтверждается. Невозможно представить, как Владимир с дружиной насильно крестит Русь: он физически не мог угрожать всей стране. Достаточно вспомнить, что случилось с князем Игорем, когда он просто хотел повысить налоги у древлян. Если бы народ посчитал действия Владимира неправильными, его бы убили.

06

Почему люди не восстали против новой и чужой религии?

Христианство не было новой религией для Руси: в IX веке крестились первые князья, в X — бабка князя Владимира, Ольга. «Новую веру» насаждали не чужестранцы, действия которых русичи расценили бы как попытку захвата, а свои же князья и старейшины, которым народ доверял. «Если бы это не было добро, то не приняли бы того князь и бояре», — передает «Повесть временных лет» логику киевлян. В том же Новгороде, если верить Иоакимовской летописи, к приходу посольства из Киева уже были храм и община христиан.

07

А жрецы сопротивлялись?

Иногда. Например, из летописи известно, что в XI веке в Новгород пришел волхв, который смущал жителей своим учением, ругал христианскую веру и призывал убить епископа. Он обещал повторить чудо Спасителя — пройтись по воде и утверждал, что предсказывает будущее. Город разделился на два лагеря — одни поддерживали волхва, другие — князя и епископа. Князь спросил, знает ли волхв свое будущее. Тот самоуверенно заявил, что будет совершать чудеса. Князь выхватил из-под плаща топор и разрубил лжеца. Волнение прекратилось в тот же день.

08

Что в итоге?

Крещение «огнем и мечом» — миф, который не имеет под собой реальной исторической основы. Вот что по этому поводу писал церковный историк Антон Карташёв: «К сожалению, сохранившиеся у нас памятники проливают очень слабый свет на историю первоначального распространения христианской церкви по лицу земли русской, далеко недостаточный для изображения отчетливой исторической картины, и в своей совокупности выдают лишь ту общую характерную черту изучаемого явления, что крещение всего русского народа произошло сравнительно мирно и успешно». А еще «Огнем и мечом» — роман польского писателя, лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (38 голосов, средняя: 4,84 из 5)
Загрузка...
27 июля 2021
Поделиться:

  • Алексей Попов
    Алексей Попов2 года назадОтветить

    Пожалуй, для одной европейской страны (или, если угодно, для полутора) сохранились письменные источники о крещении не канонически-житийного характера: Норвегия и тесно связанная с ней Исландия (все это мы знаем в исландской передаче). Причем писали не язычники, а христиане, относившиеся к первому норвежскому королю-христианину Олаву Трюггвасону с большим почтением, и писали отнюдь не в обличение королю, а в похвалу, но писали честно без прикрас. Там случалось всякое. У нас памятников литературы подобного жанра не сохранилось. Любопытно, исландский монах Одд Сноррасон, автор саги об Олаве, был уверен, что именно Олав, побывав в Константинополе, рассказал Владимиру Святославичу о тщете веры в истуканов. Эти два князя, действительно, наверняка встречались, а вот имеют ли слова Одда монаха хоть какое-то основание, теперь уже, видимо, не узнать.

  • Павел
    Павел4 года назадОтветить

    Во-первых, никто не видел не только Иоакимовской летописи, но и вообще оригиналов летописей ранее чем с 14 века. Во-вторых, никаких русских племен в 10 веке не было, были какие-то русы, то ли прослойка, то ли одно из многочисленных племен узурпировавшее власть на Руси. В-третьих, крестить огнем и мечом могли только города и это вполне согласовывается со сменой политической элиты, так было и при Иванах 3 и 4, так было при Петре 1 и большевиках, и т.д., и т.п. А трогать всякое сельское население никто никогда бы не стал, ибо только дурак будет уничтожать те руки, которые его кормят. В-четвертых, действительно языческая оппозиция судя по всему противилась образованию единого централизованного государства Рюриковичей, а поэтому борьба с язычество и племенной элитой восточнославянских племен, была жизненной необходимостью для образования государственности на территориях в будущем ставших центром этой государственности. В-пятых, русское национальное самосознание восточнославянских племен формировалась параллельно с их христианизацией и заняло несколько столетий, вплоть до ордынского ига. Так что смело можно говорить, что православие эт о краеугольный камень и духовная основа русскости. А на территориях где православие было позднее утрачено, как то западная и юго-западная Русь, там со временем было утрачено и русское самосознание.

    • -
      -1 месяц назадОтветить

      Глубоко копнул... (восхищаюсь, поразил), но... не имеет смысла...

  • дед Владимир
    дед Владимир4 года назадОтветить

    Конечно хотелось бы верить в нечто мирно внедрившееся в чужеродную среду, да ещё и агрессивную, но логика не даёт этого сделать, думаю что стоит признать насильственный момент при принятие христианства на Руси, ну что делать победило христианство, а могло оно не победить, наверное не могло раз победило, значит Господу было так угодно, а может и все проблемы Руси идут от того что таким методом христианство внедряли, и теперь служит Россия примером тем, кто хотел бы хорошее дело делать неподобным образом.

  • Роман
    Роман5 лет назадОтветить

    Подтверждения событий, описанных в Иоакимовской летописи, обнаружила новгородская археологическая экспедиция под руководством В. Л. Янина. Дендрохронологический анализ деревянных мостовых в Новгороде позволяет с точностью до года датировать тот или иной слой. Под ярусом 989-990 гг., в береговых кварталах, были найдены следы необычно большого пожара (в пределах раскопа — 9 000 кв. м.) Найдены крупные клады, спрятанные под полом — домашняя казна. Таким образом, в период крещения береговые кварталы Новгорода, действительно, погибли от огня. События, по оценке В. Л. Янина, не были бескровными, так как владельцы найденных сокровищ не вернулись к пепелищам своих домов.

  • Роман
    Роман5 лет назадОтветить

    Ага, щас... чтобы поп, да не соврал? (с) Крещение огнём достоверно доказано, в т.ч. это подтверждают археологические раскопки. Хорошо известен рассказ "Иоакимовской летописи":

    "6499 (991). В Новгороде люди, увидев, что Добрыня идет крестить их, учинили вече и заклялись все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели, и вывели два самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться.

    Мы же стояли на торговой стороне, ходили по торжищам и улицам, и учили людей, как могли. Но гибнущим в нечестии слово крестное, которое апостол сказал, явилось безумием и обманом. И так мы пребывали два дня и крестили несколько сот людей. Тоща тысяцкий новгородский Угоняй, ездил повсюду и кричал: "Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание". Народ же оной страны, рассвирепев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью переправился выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегся, так как все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он же, дойдя до двора Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же той страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили Путяту, и была между ними злая сеча. Некоторые пошли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан стали грабить. А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас перестали сечь, и тоща первые мужи, придя к Добрыне, стали просить мира.

    Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же, насмехаясь, им говорил: "Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них чаять можете". И послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. И пришли многие, а не хотящих креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечем, а Добрыня огнем".

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь