7 цитат святителя Игнатия (Брянчанинова) о трезвении

13 мая Православная Церковь вспоминает святителя Игнатия (Брянчанинова) — одного из самых известных архиереев XIX века. Он прожил сравнительно недолго, всего 60 лет, но успел оставить богатое духовное наследие. Его книги сразу же начали расходиться большими тиражами, потому что в них была не просто теория, а живая, выстраданная практика монаха, который знал, о чем говорит.

Особенно глубоко святитель писал о внутренней внимательности, или, как ее называли отцы Церкви, — трезвении. Это постоянное духовное бодрствование, сосредоточенность на главном и честный взгляд внутрь себя. Об этом святитель Игнатий подробно рассуждает в 34-й главе своего труда «Приношение современному монашеству». Но то, что он говорит, касается не только монахов — трезвение нужно каждому из нас. Ниже — семь его цитат с короткими пояснениями.

Святитель Игнатий (БРЯНЧАНИНОВ)

1

«Стяжи постоянное трезвение, постоянное бодрствование над собою. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели».

По словам святителя, всякая добродетель вызывает сопротивление: как только человек начинает бороться со злом в себе, тьма тут же старается этому помешать. Чаще всего — в моменты расслабления и невнимательности. Поэтому духовная бдительность не просто полезная привычка, а необходимое условие для любого внутреннего роста.

2

«Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собою, состояние, называемое трезвением».

Так святитель Игнатий толкует слова Христа в Гефсиманском саду: Бодрствуйте и молитесь (Мф 26:41). Бог с самого начала истории человечества призывает нас быть внимательными: не давать злу укорениться в сердце, учиться различать — что от Него, а что от диавола.

3

«Трезвение есть истинное смирение, сосредоточившее надежду свою в Боге, отрекшееся от всякой самонадеянности и от надежды на человеков».

В трезвении человек смотрит на себя честно. Он понимает свои слабости и то, что без Бога ничего не сможет преодолеть. Такая трезвость и есть смирение, когда ты не строишь иллюзий о себе и не надеешься на других больше, чем на Творца.

4

«Трезвение неразлучно с непрестанною молитвою: оно рождается от нее и рождает ее».

Чем внимательнее человек к своему внутреннему миру, тем острее он чувствует, как нуждается в Боге. Это ощущение и есть начало настоящей молитвы. А сама молитва, в свою очередь, помогает не терять трезвость, не погружаться в суету и тревоги.

5

«Обратим внимание на наше тело, от которого трезвенность ума находится в полной зависимости».

Святитель напоминает: тело и душа неразрывно связаны. Если телу дать слишком много, оно может подчинить себе душу. Поэтому важно быть внимательным и к физическому состоянию: что мы едим, как отдыхаем, как работаем — всё это влияет на наш духовный настрой.

6

«Трезвение непременно требует физического спокойствия крови, доставляемого первоначально благоразумным воздержанием».

Речь не о суровой аскезе, а о разумной умеренности. Переедание, шум, избыточные впечатления — всё это мешает сосредоточиться на главном. Без определенного внутреннего и внешнего покоя очень трудно сохранить внимание к Богу и к себе.

7

«Благоразумным воздержанием доставляется неуклонное пребывание в трезвении. Неуклонное пребывание в трезвении дозволяет неуклонно последовать учению Евангелия».

Чтобы услышать голос Бога, нужно настроить душу на нужную волну — как антенну. Если внутри шумно, если ум скачет с темы на тему, вряд ли получится понять, что хочет сказать Христос. Трезвение — это та тишина, в которой становится слышен Его голос.

0
17
Сохранить
Поделиться: