Краеугольный камень

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится (Ис 28:16).

Происхождение выражения «краеугольный камень»

«Краеугольный камень» — в наши дни это выражение употребляется в основном в переносном смысле: не только как камень в составе здания, но и как основание какой-либо иной структуры, исходная точка какой-либо теории. Оно вошло в культуру христианских стран из Библии, где обозначает Самого Иисуса Христа — ведь на Нём основана Церковь. Происхождение выражения «краеугольный камень» связано еще с Ветхим Заветом, а в Новом оно цитируется. Так называет Господа Апостол Петр (1 Пет 2:6), ссылаясь на пророка Исаию (Ис 28:16), а Господь называет Себя в Евангелии похожим выражением, заимствованным из Пс 117:22 — камень, который сделался главою угла.

Сейчас в строительстве краеугольный камень уже не является необходимым элементом, но для древних иудеев метафора была абсолютно понятна. В культурах железного века, когда строители перешли к употреблению отёсанных камней, краеугольный камень был несущим элементом основания стены. Это был крупный монолит, угол которого должен быть строго прямым: на этот камень опирались две примыкающие друг к другу стены, которым он задавал направление. Его обтёсывали и доставляли к месту строительства с большим трудом и обычно закладывали первым, что в древних культурах отмечалось торжественными ритуалами. С развитием технологий строительства нужда в таких подпорах отпала, и теперь краеугольными камнями называют (обычно на Западе) те камни, которые церемониально закладывают в основание здания в знак начала его строительства. Но пусть явление ушло в прошлое, крылатое выражение, обозначающее его, распространено во всех христианских странах, очевидно, благодаря Библии.

«Краеугольный камень» в Библии

Первое упоминание в Библии — в Книге пророка Исаии.

Ис 28:16 
Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.Сего ради тако глаголет Господь: се, аз полагаю во основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен, честен, во основание ему, и веруяй в онь не постыдится.

Апостол Петр толкует это выражение: Камень – это Христос:

1 Пет 2:3–6 
…ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.…понеже вкусисте, яко благ Господь. К нему же приходяще, камени живу, от человек убо уничижену, от Бога же избрану, честну, и сами яко камение живо зиждитеся во храм духовен, святителство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом. Зане писано есть в Писании: се полагаю в Сионе камень краеуголен, избран, честен: и веруяй в онь не постыдится.

В этом же отрывке апостол Петр ссылается на другое, подобное, выражение из псалма 117:

Пс 117:22–23 
Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших.Камень, его же небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших.

Это изречение тоже пророческое, и Господь Иисус Христос привёл его в обличение неверия фарисеев:

Мф 21:42–44 
Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.Глагола им Иисус: несте ли чли николиже в Писаниих: камень, его же не в ряду сотвориша зиждущии, сей бысть во главу угла? от Господа бысть сие, и есть дивно во очию вашею. Сего ради глаголю вам, яко отъимется от вас Царствие Божие и дастся языку творящему плоды его: и падый на камени сем сокрушится: а на немже падет, сотрыет и.

Тексты Марка (Мк 12:10–11) и Луки (Лк 20:17–18) отличаются от текста Матфея только сокращением.

Наконец, в Послании к Ефесянам также встречается выражение «краеугольный камень», прямо отнесенное к Самому Христу:

Еф 2:20 
…быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем…наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеуголну самому Иисусу Христу…

«Краеугольный камень» — значение выражения

Пророк Исаия, в книге которого впервые появляется выражение, предсказывал нашествие ассирийцев на Иудею. Хотя сановники рассчитывали на военную помощь от Египта, Исаия предостерегал их от столь ненадежных мер и напоминал, что Господь Бог — это истинная опора благополучия Иерусалима, его краеугольный камень. В Новом Завете Господь Бог воплотившийся, Иисус Христос — уже опора нового Иерусалима, Церкви: как на краеугольном камне держатся две стены, так и две человеческие общности, иудеи и язычники, держатся на едином Христе.

В Новое время это выражение стали употреблять уже вне христианского контекста. Например, в 1861 году вице-президент Конфедеративных Штатов Америки, Александр Стивенс, назвал рабство краеугольным камнем строя южных штатов. Однако в России долгое время считали неуместным относить этот эпитет к кому или чему иному, кроме Христа. Писатель и историк литературы А. В. Никитенко заметил в 1827 году: «Сочинение мое “О политической экономии” во многих местах урезано цензурою. Между прочим, в одном месте у меня сказано: “Адам Смит, полагая свободу промышленности краеугольным камнем обогащения народов” и прочее... Слово краеугольный вычеркнуто потому, как глубокомысленно замечает цензор, что краеугольный камень есть Христос, следовательно, сего эпитета нельзя ни к чему другому применять».

В современной светской речи краеугольный камень – это фундамент какой-либо общественной структуры, теории и так далее. А в христианстве Иисус Христос называется краеугольным камнем Церкви, потому что Он — опора Церкви, основа ее единства и порядка. И, как говорит апостол Павел, никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор 3:11).

0
0
Сохранить
Поделиться: