Виктор ЕКУЕНКО, дворник, Новосибирская область:
Смотря какая Церковь!
Сразу скажите мне, о какой именно Церкви речь идет? Есть Церковь идеальная, ее образ в каждом из нас с детства заложен, наверное, еще бабушками, особенно, если кто родом из деревни, как я. А вот всякие “ковчеги”, церковь сайентологии, Свидетели Иеговы... Их даже язык не поворачивается назвать Церквями, потому что они служат только одному божеству – деньгам. Но ведь деньги на тот свет не возьмешь, что же им тут-то служить?
Из окна моего дома виден православный храм, не скажу, что я там часто бываю – только по праздникам. Вот эта Церковь служит людям, я точно знаю. Вернее, душам людей, чтобы греха меньше у нас в поселке было, да и не только в нашем поселке – везде. Молитвы – Богу, но важнее забота о наших душах. В том числе и моей, моей жены, ребятишек. Но ведь главный вопрос-то другой: кому служит человек? Не где он деньги зарабатывает, а в другом смысле. “Работайте Господеви со страхом”. И работаем со страхом, точнее, на совесть, и радуемся с трепетом. Чудно: иной раз пройдешь по поселку, особенно летом, красота такая, цветы кругом. Вроде и моими руками это сделано, для людей старался. А вот и нет. Ему работал. С радостью.
Ольга ЦЕРПИЦКАЯ, заместитель декана факультета международных отношений СПбГу, Санкт-Петербург:
Церковь направляет верного
Вряд ли справедливо популярное сегодня утверждение, что Церковь должна служить человеку. Если мы имеем в виду не организационную, а первоначальную и основную сущность Церкви – общность верных Христу, то, скорее, можно говорить о том, что, живя в лоне Церкви и служа ближним, человек тем самым служит и Богу, и самому себе, своему спасению.
В известной песенной истории про двенадцать разбойников атаман Кудеяр уходит “Богу и людям служить”. А Бог и люди вместе – это и есть Церковь. Однажды часть этой “диады”, Христос, уже послужил людям Своей Жертвой – и разве мы можем требовать от Господа большего служения? Поэтому я все-таки придерживаюсь той точки зрения, что Церковь должна служить только своему Главе – Богу, и мы, как части Церкви Христовой, тоже. Кому все-таки больше нужно спасение конкретной души – Церкви или самому человеку? А в том, что Церковь направляет верного, и проявляется Ее природа служения Господу, Который об одном спасшемся грешнике радуется больше, нежели о ста праведниках.
Сергей ЮРСКИЙ, народный артист России, Москва:
Связь Бога с людьми
Полагаю, тут можно процитировать слова Христа. “Я есть дверь,” – говорит Он. Именно это должна повторить и сама Церковь. Осуществлять связь между нами и Господом – вот ее основное служение.
Но кроме этой основной Миссии, перед ней могут вставать и сиюминутные земные задачи. А здесь уже все намного сложнее.
С одной стороны, Церкви всегда угрожает опасность погрязнуть в мирских делах, оторваться от своей основной цели – служения Богу. С другой, Церковь не должна стоять в стороне: бывает, что именно от ее голоса зависят судьбы людей.
Где тут провести границу вмешательства Церкви в мирские проблемы – этого я не скажу: каждый случай своеобразен и неповторим. Не только в разных странах, но и в разных церковных приходах. И оценить действительное положение дел может только конкретный священник, знающий ситуацию изнутри. Именно поэтому на каждого из принявших сан ложится ответственность за трудный выбор, который ему придется делать всю свою жизнь. Это колоссальная нагрузка. Но ведь ради нее человек и надевает церковное облачение!
ФЕОФИЛАКТ, епископ Магнитогорский, викарий Челябинской епархии:
Кому же церковь должна?
Сам Господь говорит об основании Церкви как о цели Своего пришествия в мир: “созижду Церковь Мою” (Мф. 16,18). Думаю, здесь важно увидеть в привычных словах природу Церкви, ибо она создана не обществом, но создана для общества. Часто мы встречаем выражение “Церковь есть Тело Христово”. Как определить, кто принадлежит этому Телу? Ведь Церковь это не только механическое собрание индивидуумов или церковных иерархов. Это живой, дышащий организм – Тело Христово, которое не ограничивается ни местом, ни временем, ни пространств ом, ни народом, ни посмертием.
И все мы соединены с Господом, и через Него друг с другом. Тогда в чем высший критерий служения Церкви? Апостол Павел говорит: “А вас Господь да преисполнит любовью друг к другу и ко всем…” (1Фес. 3, 12). Все члены Церкви должны служить друг другу в любви и терпении.
Но мы слышим в вопросе гневное: “кому должна”? Богу. Разумеется, Богу! Совсем недостаточно привести человека в Храм, создать ему приятный климат, окружить любовью, это не гарантирует спасения. Вся церковь, все ее члены должны служить Богу, чтобы уподобиться Ему.
Андрей ЧИЖОВ, генеральный продюсер холдинга "Русская Медиа Группа", генеральный директор телеканала "РУ-ТВ", Москва
В первую очередь - Богу
В книге Владимира Легойды “Мешают ли джинсы спасению” есть замечательная фраза о том, что Церковь часто сравнивают с армией: армия служит тому, кому она принадлежит, то есть – государству, а Церковь принадлежит Богу, значит, и служит она – Господу. И мне кажется, это – предельно прямой и простой ответ на поставленный вопрос. При этом служение Богу – это не только служба в храме, это все наши жизненные поступки, это желание и старание жить по заповедям Христовым.
Есть мнение, что Церковь должна служить людям. Думаю, что в этом есть доля правды. Ведь мы созданы по образу и подобию Господнему. В каждом человеке – Господь. Служить людям – это служить Богу.
В определенных случаях Церковь служит и государству. Ведь работа с людьми – это не только проповеди. Это и вечерние школы, и благотворительные мероприятия, и работа с молодежью.
Но, так или иначе, Церковь может служить и людям, и государству, но должна служить – в первую очередь – одному: Богу.
Кирилл ПИСЕНКО, доцент кафедры финансового права Российской академии правосудия, старший преподаватель кафедры административного и финансового права РУДН, Москва:
Церковь - это все мы
Служение Церкви выражается отнюдь не в том, что каждый священник, которому вверена обязанность учить, служить, совершать таинства, должен при этом за всех христиан и в тюрьме с узниками поговорить, и в больнице всех утешить, и благотворительностью позаниматься.
А еще суметь интеллигенции на все вопросы ответить, с государством связь поддержать, преподавать где-нибудь и при этом не уставать объяснять околоправославным радикалам, почему он к иудеям или мусульманам относится по-человечески и старается по-христиански любить их так же, как и всех.
Церковь – не только духовенство или совокупность церковных учреждений. Это люди, объединенные православной верой. Следовательно, когда мы говорим, что Церковь обязана служить кому-то, этот призыв относится ко всем нам, кто крещен и считает себя членом Церкви.
Верная Спасителю, Церковь должна нести людям и свет просвещения, и слово утешения, и нередко терпеть нелепые обвинения. Все это, наверное, Церковь должна, потому что идет Крестным путем своего Главы. Вот только тем, кто Церковь все время спрашивает, “почему она не делает того, что должна”, Она, по-моему, не должна ничего.
Надежда МИХАЛКОВА, студентка IV курса факультета международной журналистики МГИМО (У) МИД России, Москва:
На страшном суде деньги не помогут
Церковь должна служить Богу. Хотя сегодня вопрос, делает ли она это – спорный. Бывает, не получается зайти в ту церковь, куда обычно ходишь, и когда оказываешься в незнакомой церкви – находишь не открытый храм, который располагает к молитве, а нечто враждебное.
Когда человек в храме начинает отвечать тебе на какой-нибудь вопрос в грубой форме – это отталкивает. Я сама была в такой ситуации, когда всего лишь спросила, будет ли вечерняя служба. На что мне достаточно резко ответили, что стыдно этого не знать. После такого случая я некоторое время просто не могла заходить в храм.
Однако при всем при этом храм для тебя остается тем местом, куда ты приходишь, чтобы молиться. И там ты обретаешь какой-то уют, которого нет больше нигде. Конечно, существуют ситуации, когда или люди в церкви, или сама обстановка не соответствуют твоему внутреннему – молитвенному – состоянию. Но Церковь все равно служит Богу и люди, которые в ней, – тоже.
Служение Богу – это образ жизни. Это внутреннее состояние, какая-то внутренняя жизнь. Это не просто раз в неделю зайти в храм и помолиться, причем придя уже к самому Причастию. Служить Богу – значит, ощущать, что Кто-то там наверху все видит. Причем ощущать двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю. Для меня это – сдерживающий фактор в жизненных поступках. И конечно, это высшая степень служения, она трудно досягаема. Но стремиться к этому надо. И Церковь всегда в этом помогает. Потому что в любой момент, когда тебе плохо, ты можешь прийти и помолиться – и становится легче. Церковь – единственное место, где можно действительно успокоиться. Это внутренняя подпитка.
Но я не считаю, что Церковь должна служить людям. Напротив, люди должны служить и помогать Церкви, которая служит Богу, – и таким образом самим в этом служении участвовать. Часто сталкиваешься с возмущением: почему я даю деньги на храм, а меня батюшка по каким-то причинам не благословляет причаститься, или почему, когда я хочу исповедаться, я стою в очереди? Но тем, кто задает такой вопрос, надо понять: мы платим деньги не ради спасения (ведь когда оказываешься на Страшном суде, деньги мало чем могут помочь). Важно ощущение и понимание того, что это нужно – тебе, твоим родственникам. Те же пожертвования необходимы только для того, чтобы было куда прийти – и молиться. Церковь должна многое людям объяснять, должна принимать их, какими бы они не были, помогать им. Но служить – не должна.
ЛОНГИН, епископ Саратовский и Вольский:
Таинство соединения человека и Бога
Церковь должна служить Богу и людям. Она продолжает на земле то дело спасения, которое начал воплотившийся Господь, потому что только в Церкви, в таинстве причащения происходит не просто встреча, но соединение человека и Бога.
Ответ на этот вопрос может быть только один. Однако, если он задается, предполагается, что существуют и другие варианты ответа: обществу, государству, отдельным группам людей (от пожилых и инвалидов – до сторонников державно-монархических идей). С подобными мнениями действительно часто приходится встречаться в современной России. Почему так происходит?
Общество всегда пытается найти Церкви чисто практическое применение: секулярный мир, прагматичный по своей сути, просто не может иначе. Он не способен признать принципиально иную природу Церкви и судит о ней согласно собственным представлениям.
Поскольку Церковь призвана нести миру благую весть, она обязательно направляет свои усилия вовне – на социальную, просветительскую работу, духовное и патриотическое воспитание молодежи. И случается, что на этом пути второстепенное занимает место главного. Возникает такое опасное явление, как обмирщение Церкви. Именно оно дает право нашим оппонентам высказывать все новые версии того, кому и как должна служить Церковь…
Безусловно, церковная жизнь многогранна, и нам “сие надлежит делать, и того не оставлять (ср.: Мф. 23, 23). Но всегда надо помнить: источник и центр нашей жизни – Христос.