Еще несколько дней назад словосочетание «Китай православный» с трудом укладывалось в голове. Первые дни уже в КНР возникало ощущение полной гибели Православия в этой коммунистической народной республике. Крыши пагод, барельефы драконов, статуи львов и Будд, красные звезды —было все что угодно, кроме главного.
Первый разрыв шаблона произошел в Пекине. Даже не во время исторической литургии Патриарха на территории российского посольства, не после общения с православными соотечественниками, а когда Первоиерарх Русской Церкви вдруг неожиданно захотел пообщаться с албазинцами – православными китайцами, потомками русских казаков, принесших веру православную в Поднебесную. Во время богослужения их трудно было заметить. Стоящие поодиночке, они скорее воспринимались как служащие посольства, пришедшие полюбопытствовать, что же тут такое происходит. А вот когда десяток православных китайцев собрались вместе на встрече с Патриархом, когда со слезами на глазах стали рассказывать про поруганные храмы их Церкви, когда неожиданно слово взяла дочь последнего китайского Епископа — вот именно тогда вдруг стало понятно: Православие в республике не просто есть, оно живет, дышит, пульсирует, переживает, молится, ждет, надеется, верит. Верит в возможность своего возрождения, в помощь Русской Церкви и русского Патриарха, которого, вопреки, казалось бы, всем канонам, называет «своим отцом».
Второй сдвиг парадигмы – это Харбин. Храм Святой Софии. Здание-музей, национальная собственность и гордость Китая. Но вдруг — огромные золотые кресты, которые власти Поднебесной даже в годы гонения на религию и веру, во времена забвения и изгнания Православия, все-таки, Бог знает по какому замыслу, побоялись снять с церкви. На фоне голубого харбинского неба, высоток и надписей на китайском, отражающее яркое солнце кресты смотрятся как нечто ирреальное, а оттого становятся еще ближе и дороже. И вдруг пасхальное «Христос Воскресе, смертью смерть поправ» под сводами Софийского храма-музея дает четкое осознание: Китай — именно православный, хотел бы он того или нет.
Квинтэссенция всего путешествия, конечно, литургия в Шанхае. То, что власти города разрешили провести ее в соборе, где вот уже 50 лет богослужения запрещены говорит о многом, если не обо всем. А два китайских священнослужителя, о которых мы, конечно, слышали, но считали уже красивым мифом, дополняют и завершают пазл «Православный Китай».
В самолете, взявшем курс на Россию, митрополит Иларион рассказывает, что это путешествие Патриарха Кирилла в КНР превзошло все возлагаемые на него ожидания. Правда, глава отдела Внешних Церковных связей Московского патриархата не говорит, каких трудов и сил стоит конкретно этот визит. Годы тесных межрелигиозных контактов, множество переговоров на высоком государственном уровне, подписания меморандумов и многое-многое другое.
Во время самой поездки напряженность чувствуется как никогда. Все появляющиеся проблемы и возникающие случайные недоразумения приходится в срочном порядке выяснять с ГУДРом — государственным управлением по делам религий КНР. Звонки в Пекин, ожидание ответов чиновников, правда положительных и любезных, слезы девушки из генконсульства России, краткое отчаяние матерей тяжелобольных детей, постоянная суета… Наверное, без всего этого визит был бы неполон и слишком «елеен». Зато в преодолении непониманий и неурядиц каждый раз чувствовалась некая победа и гордость — здесь смогли, там отстояли, тут доказали. Все вместе это похоже на традиционно яркую и сочную по цвету китайскую мозаику обязательного, пусть пока и не столь явного, но присутствия и жизни православной веры в КНР.
Источник фото — официальный сайт Московского Патриархата.
Читайте также:
Китайское путешествие Патриарха Кирилла. День 1
Китайское путешествие Патриарха Кирилла. День 2
Китайское путешествие Патриарха Кирилла. День 3
Китайское путешествие Патриарха Кирилла. День 4
Китайское путешествие Патриарха Кирилла. День 5
Китайское путешествие Патриарха Кирилла. День 6