Время и место действия

Конец XVIII века, немецкий город Кенигсберг, ныне российский Калининград.

Автор

Иммануил Кант, великий немецкий философ (1724–1804). Его, помимо прочего, считают главным философом либерализма, и для этого есть основания: Кант дал всеобъемлющее философское обоснование основным либеральным принципам — автономии и верховенству разума в религии и нравственности, первенству права в общественной жизни и приоритету прав личности, свободе мнений и так далее.

Кант: демократия избавит мир от войн
Кант на картине Johann Gottlieb Becker (1768)

Всю жизнь он прожил в Кенигсберге, никогда оттуда не выезжая. Писал философские труды, преподавал в местном университете много разных предметов, помимо философии. Например, физическую географию.

Кант: демократия избавит мир от войн
Иммануил Кант на лекции для российских офицеров. Музей Канта, Калининград

Лекции его были настолько популярны, что на них приезжали известные люди со всей Европы — в том числе и из России. Кант отличался крайней пунктуальностью. Он вставал, обедал, гулял и ложился спать всегда в одно и то же время. Местные жители сверяли по нему часы.

Кант: демократия избавит мир от войн
Эмиль Дерстлинг. Обед у Канта. Конец XIX века

Такую размеренную и довольно скучную жизнь Кант выстраивал сознательно: с детства он отличался слабым здоровьем, и чтобы не болеть, четко соблюдал режим дня. Он разработал строгую систему гигиенических правил, которых неукоснительно придерживался всю жизнь. Прожил он 80 лет, что для того времени — очень много, и никогда не болел.

Кант: демократия избавит мир от войн
Дом Канта в Кенигсберге. Начало XIX века

 

Почему нам это интересно?

В современном мире не утихают дискуссии о демократии — равно как не утихают войны и споры о том, возможно ли от них избавиться, установив на всей Земле вечный мир. Добиться мира предполагается посредством демократии и международного права.

Однако все это еще двести лет назад и предложил философ Иммануил Кант. Он в 1795 году написал трактат «К вечному миру. Философский проект», в котором теоретически обосновал возможность прекратить все войны и установить между государствами вечный мир. Сделать это предполагалось через установление либеральных республик во всех странах, а также через создание системы международного права (которого во времена Канта еще не было).

Кант: демократия избавит мир от войн
Страница рукописи Иммануила Канта

На бумаге все это выглядело вполне логично. Однако на практике ничего не получилось. Прошло более двухсот лет, большинство государств демократические, а войны постоянно происходят и нет никаких оснований думать, что они прекратятся.

Так в чем же ошибался Кант? Почему его аргументы не сработали?

 

Чего Кант хотел?

Кант в своем трактате выразил уверенность, что рано или поздно здесь, в земной жизни, наступит эра гармоничного сосуществования народов и стран, без вражды и войн. Причем приведут к этому не благие пожелания, а сам ход истории. Вечный мир неизбежен, он наступит благодаря «механизму природы», хотят того отдельные люди или нет.

И этот механизм диктует необходимость перестроить все государства на либерально-демократических началах. Кант утверждает, что только такие государства, где для решения о том, вести войну или нет, требуется согласие большинства рядовых граждан, откажутся от войн. Ведь, говорит он, гражданам вряд ли захочется по собственной воле «сражаться, оплачивать военные расходы из своих средств, в поте лица восстанавливать опустошения, причиненные войной, и в довершение всех бед навлечь на себя еще одну, отравляющую и самый мир, — никогда (вследствие всегда возможных новых войн) не исчезающее бремя долгов».

Новизна кантовского трактата состояла в том, что в качестве регулятора международных отношений он предложил то, что раньше рассматривалось применимым лишь во внутренних делах: право. Канту не нравилась идея мирового правительства, и он предложил, чтобы государства образовали свободную ассоциацию или федерацию, которая и будет иметь своей целью устранение войны. Считается даже, что Кант предугадал появление ООН как авторитетного арбитра при разных спорах между странами, который должен следить за соблюдением международного права.

Ход истории, однако же, опроверг эти ставшие классикой либеральной мысли благие ожидания. Почему даже система международного права и ООН не может предотвратить войны?

 

Чего Кант не учел?

В современном мире мы видим парадоксальную ситуацию, когда декларируемое главенство международного права и институтов вроде ООН не мешает самым развитым странам вмешиваться в дела стран послабее, нарушать нормы международного права. Ведь формально-то это делается ради установления демократии... А реально устанавливается ее имитация, зреют гнойники, чреватые взрывами новых войн.

Но возможна ли вообще жизнь народов и людей на Земле без войн, в ситуации вечного и нерушимого мира? На самом деле уверенность в том, что человечество когда-нибудь достигнет в истории такого состояния вечного мира, проходит по жанру утопий. И Кант в своем трактате о вечном мире просто создал и выразил очередную утопию подобного рода.

Только эта кантовская утопия не коммунистическая, о которых мы писали раньше (Дольчино, Мор, Кампанелла), а уже либеральная, принадлежит уже либеральной идеологии.

Кант явно переоценил миролюбие стран с либерально-демократическим или республиканским устройством. Мы видим в последние десятилетия, что именно демократические государства оказываются зачинщиками войн, приносящих гибель и страдания множеству людей в разных регионах планеты.

Поэтому такие статьи в его вечном мирном договоре как «государственные долги не должны использоваться для целей внешней политики», или «ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и управление другого государства» читаются сегодня разве что с грустной улыбкой. История вот уже 200 с лишним лет демонстрирует их заведомую невыполнимость. Такова грустная реальность человеческой природы и политических отношений, когда люди постоянно либо срываются в грех, либо уже даже открыто руководствуются грехом. И это неизлечимо, потому что мир не принимает и в его земном состоянии даже не может принять Христа и данные им законы – по крайней мере, в той степени, чтобы из человеческой истории навсегда исчезли войны и вражда.

Священное Писание неслучайно не обещает безмятежной и спокойной жизни миру и человеку в мире: «Услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть» (Мф 24,6). В Евангелии от Иоанна Христос говорит: «В мире будете иметь скорбь», но тут же продолжает: «но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16,33). Победа над войной возможна только на путях духовных, не-мирских.

 

Интересные факты о Канте

Кант: демократия избавит мир от войн

1

Французский император Наполеон Бонапарт проявлял живой интерес ко многим вещам, в том числе и к философии Канта. Однажды он, будучи еще консулом Французской республики и находясь в швейцарской Лозанне, стал расспрашивать какого-то местного любителя мудрости об отношении швейцарцев к кантовской философии. Услышав в ответ «мы ее просто не понимаем», он радостно обратился к своему спутнику: «Вы слышите, Бертье, здесь Канта тоже не понимают». А заключая конкордат с папой, будущий император сказал: «Священники ценнее, чем Калиостро, Кант и все немецкие мечтатели».

Кант: демократия избавит мир от войн

2

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кенигсберг находился под властью российского правительства, и Кант, соответственно, считался русским подданным. Сохранилось даже написанное в самых верноподданнических выражениях письмо, в котором будущий знаменитый философ нижайше просил императрицу Елизавету Петровну назначить его на должность ординарного профессора в местном университете. Однако вопрос был решен в пользу другого претендента, который был старше и по годам и обладал большим преподавательским стажем.

Кант: демократия избавит мир от войн

3

Канта и его философию очень не любили многие русские религиозные философы. Вот что писал, например, философ Николай Федоров: «Столь долго ожидаемый христианством Страшный суд наконец наступил! Явился неумолимый лжесудья в лице кенигсбергского профессора Канта...» Отец Павел Флоренский называл Канта «“Столпом Злобы Богопротивныя”, на котором почивает антирелигиозная мысль нашего времени». А по мнению автора книги «Достоевский и Кант» Э. Я. Голосовкера, в кантовских антиномиях из его «Критики чистого разума» скрывается сам черт, тот самый, который беседовал в романе «Братья Карамазовы» с Иваном Федоровичем и окончательно соблазнил его на отцеубийство.

Кант: демократия избавит мир от войн

4

Кант умер в родном городе, и теперь его могила находится на территории России, в Калининграде, у восточного угла северной стороны кафедрального собора. Это одна из туристических достопримечательностей самого западного города нашей страны.

 

 

 

2
0
Сохранить
Поделиться: