Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна. В нашем цикле “История идей, великих и ужасных”, посвященном истории человеческих попыток построить рай на Земле, рассказываем об итальянском ересиархе Дольчино, собиравшемся построить Царство Божие на земле с оружием.

 

Время и место действия

Италия, XIII–XIV век после Рождества Христова.

 

Почему нам это интересно сегодня

Средневековье во многом было эпохой ересей. Павликиане, богомилы, вальденсы, катары или альбигойцы… Их проповедь чаще всего носила одновременно антицерковный и антигосударственный характер. Еретики отрицали таинства и обряды, не признавали власть церковной иерархии, призывали к общности имуществ.

Одной из очень популярных ересей стал хилиазм (от греч. χιλιάς — тысяча) – учение о скором втором пришествии Христа и наступлении тысячелетнего царства добра и справедливости на Земле. Впервые идеи хилиазма, опираясь на некоторые места Нового завета и особенно «Апокалипсиса» Иоанна Богослова, сформулировал средневековый монах и мистик Иоахим Флорский. Он считал, что вся история человечества делится на три периода: период Отца (от Авраама до Иоанна Крестителя); Сына (от воплощения Сына Божия; 3) Святого Духа, когда начнется эпоха Третьего Завета и обновленной церкви. Учение Иоахима Флорского было осуждено католическими Соборами.

Впрочем, хилиастические настроения и без влияния Иоахима Флорского и чтения его сочинений были очень распространены в то время, буквально – разлиты в воздухе. Одним из ярких их носителей был харизматичный итальянский ересиарх Дольчино (в переводе на русский его имя переводится как «Сладкий» или даже «Сладенький»).

Фигура Дольчино примечательна тем, что его восстание было, пожалуй, первым в истории движением, когда силой оружия реально пытались воплотить в жизнь идеи, близкие коммунистическим. Поэтому его имя часто вспоминали в Советском Союзе в числе выдающихся борцов прошлого за народную свободу. А, например, видный австрийский марксист и социал-демократ Карл Каутский (тот самый, переписку которого с Энгельсом профессор Преображенский у Булгакова в «Собачьем сердце» приказал бросить в печку) в своей книге «История социализма» писал, что движение Дольчино было «первой попыткой вооруженного восстания коммунистов на Западе».

Дольчино: коммунисты появились раньше, чем вы думаете
«Страшный суд». Стефан Лохнер, 1435 год.

Имя Дольчино и его относительная популярность в СССР — пусть маленькая, но все же характерная деталь многострадальной истории нашего Отечества в XX веке. Дольчино тоже пытался штурмовать Небо, а коммунистическая идеология привечала всех таких штурмовиков как своих предшественников. Ведь в некоторых особенностях его движения сказались определенные черты, свойственные психологии уже сознательных революционеров Нового и Новейшего времени. Например, нетерпеливое ожидание Царства Божия на Земле у дольчинистов вызывает ассоциации с романом «Нетерпение» советского писателя Юрия Трифонова, посвященным убийцам Государя Александра Второго народовольцам Желябову, Перовской и их товарищам. В нем показано, что нетерпеливость, стремление как можно быстрее увидеть осуществленным народное счастье (как они его понимали) была одной из главных черт их характеров.

 

Чего хотел Дольчино (и его армия)

Ядро вооруженных сторонников Дольчино составила секта «Апостольских братьев». Они проповедовали не только евангельскую бедность, но и имущественное равенство и скорое наступление «царства духов». Также призывали отказаться, например, от брака, а отвращение к любой частной собственности было столь велико, что «апостоликам» было даже запрещено касаться денег.

Известно, что Дольчино написал три послания верующим. Сами они до нас не дошли, и лишь два из них известны в пересказе инквизиторов. В них Дольчино не только предсказывал гибель папы и кардиналов, священников и монахов, но и назначал конкретные сроки наступления «тысячелетнего царства Божия на земле», и так далее. Поэтому «сладкого» ересиарха не без оснований упрекали в своевольном толковании Священного Писания. Его пророчества и легкость в обращении с Библией справедливо возмущали многих его современников.

Дольчино стремился захватить территорию в долине реки Сессии на границе с Швейцарией. Некоторые историки предполагают, что их конечной целью был захват долины и организация вольной коммуны с уравнительным переделом земли. Впрочем, это только гипотеза.

 

Главные действующие лица

Сам Дольчино, в отличие от подавляющего числа своих сторонников, получил неплохое по тем временам образование: в детстве он изучал грамматику, латынь и Священное Писание. Сначала он был послушником у францисканцев, потом присоединился к секте «Апостольских братьев».

Дольчино: коммунисты появились раньше, чем вы думаете
Дольчино (предполагаемое изображение)

Видное место в движении занял и подруга Дольчино по имени Маргарита, бывшая монастырская послушница и дочь графини Одерики д'Арко. Современники приписывали ей необыкновенную красоту, Дольчино называет ее сестрой и делает вторым лицом в секте. Женщины у дольчинистов-апостоликов пользовались равными правами, могли проповедовать и даже участвовать в войске.

Дольчино: коммунисты появились раньше, чем вы думаете
Маргарита (предполагаемое изображение)

 

Отличительные черты апостоликов-дольчинистов 

Радикализм. Как считали восставшие, те, кто к ним не присоединится, погибнут вечной гибелью. На последнем этапе Дольчино оправдывал любые действия восставших, ссылаясь на слова апостола Павла: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит 1: 15).

С радикализмом восставших была напрямую связана и их сектантская религиозность. Лишь своим сторонникам Дольчино обещал полное отпущение грехов и вечное спасение. И, как это свойственно воинствующим сектантам (да еще и с оружием в руках), их движение носило резко антицерковный характер. В посланиях Дольчино, дошедших до нас в пересказах инквизитора Бернарда Ги, ожесточенно критикуется тогдашняя Католическая Церковь, а также предсказывается скорое возрождение «духовной Церкви», образованной только из «апостоликов» и тех, кто к ним примкнет, со «святым папой» во главе, которого изберет непосредственно Бог. Этим будущим папой Дольчино, похоже, считал... самого себя! Папа же нынешний и прелаты, эти слуги антихриста, будут убиты. Вообще ни один монах или священник не останется в живых, если не примкнет к «братьям».

Монархический коммунизм. Интересно, что расправиться с папой и Католической Церковью сам Дольчино все же не рассчитывал. По его планам, это должен был сделать вторгнувшийся в Италию сицилийский король Фридрих Арагонский. Как говорили советские историки, в этом проявились характерные в целом для того времени монархические иллюзии ересиарха.

 

История попытки

Дольчино: коммунисты появились раньше, чем вы думаете
Последняя битва между войсками епископа и Дольчино на горе Рубелло. Pietro Mazzetti. 1880

Реализация утопии Дольчино выразилась в вооруженном восстании. В ответ на усилившиеся преследования со стороны властей секты «Апостольские братья», когда несколько еретиков было сожжено, Дольчино в 1303 году поднимает своих сторонников. К нему начинают присоединяться крестьяне и горожане, поверившие «отцу нового народа» (как Дольчино называют его сторонники). Впрочем, среди адептов «отца» были и некоторые дворяне. Общее число восставших достигает несколько тысяч человек.

Местные дворяне и феодалы создают для борьбы с восставшими Лигу, но Дольчино несколько раз удается разгромить посланные против него войска. Потом, когда их берут в окружение, они мучаются от холода и голода и съедают в лагере даже собак и мышей.

Они затем прорывают блокаду, потом снова оказываются в окружении. Но восставшим и тут удается поначалу неплохо держаться. Во время одной из вылазок гибнет и попадает в плен более ста противостоящих им рыцарей. В тяжелых условиях талантливый организатор Дольчино устанавливает в лагере что-то вроде военного коммунизма — вводится коллективное распределение продуктов и одежды, общее пользование оружием и доспехами, и т.д.

В конце концов против восставших организуется настоящий крестовый поход. Папа Климент V дает отпущение грехов для крестоносцев и для тех, кто выплатит месячное жалованье на одного солдата. Решающее сражение произошло в Страстной четверг, 23 марта 1307 года. Битва длилась целый день, большинство дольчинистов было перебито. Погибло около тысячи человек. Дольчино, Маргарита и ряд их соратников попали в плен.

Три месяца их держали в тюрьме, после чего 1 июня 1307 года провели по улицам и площадям города Верчелли, а потом предали огню. Суды над «апостольскими братьями» продолжались еще несколько лет, а их ересь еще неоднократно осуждалась поместными католическими Соборами в Германии и Франции вплоть до 70-х годов четырнадцатого столетия.

 

Интересные факты

1. Секту «Апостольских братьев» основал бывший крестьянин Джерардо Сегарелли примерно в 1260 году. Все началось с того, что Сегарелли, когда ему отказали в приеме в орден францисканцев, зашел в соседнюю церковь и долго там созерцал изображения апостолов. Выйдя из храма, он отрастил длинные волосы и перестал бриться. Затем он продал свой деревенский дом, вышел на главную площадь города Парма и высыпал все деньги из мешка со словами «пусть берет, кто хочет». После этого Сегарелли собирает вокруг себя приверженцев и движение начинает расти. Своих эмиссаров «апостолики» посылали в Испанию, Францию и Германию. В немецких землях у них образовалось так много сторонников, что там даже издали против членов секты закон, запрещавший давать им ночлег и еду.

В конце концов, основателя движения Сегарелли в 1294 году уже во второй раз схватила инквизиция, и через 6 лет он был сожжен.

Дольчино: коммунисты появились раньше, чем вы думаете
Сожжение еретика. Гравюра (XV в.)

2. К 600-летию событий в 1907 году представители итальянских рабочих организаций воздвигли на горе Рубелло обелиск высотой 12 метров в память Дольчино. Через 20 лет, при фашистском режиме Муссолини, обелиск был разрушен, но в 1974 году его восстановили.

Дольчино: коммунисты появились раньше, чем вы думаете
Памятник на горе Рубелло. Автор: F Ceragioli

3. В СССР была издана приключенческая историческая повесть о восстании Дольчино для детей среднего и старшего школьного возраста: Жидков С. Н. Дольчино. — М.: Детская литература, 1965. Книжка эта была, понятно, апологетической в отношении Дольчино, но написана относительно неплохим слогом и с яркими, запоминающимися иллюстрациями.

Дольчино: коммунисты появились раньше, чем вы думаете

4. В известном романе Умберто Эко «Имя розы» очень ярко показано влияние, которое оказало восстание Дольчино на интеллектуальную жизнь образованного духовенства Католической Церкви.

Дольчино: коммунисты появились раньше, чем вы думаете
Инквизитор Бернард Ги. Кадр из фильма "Имя Розы" 1986

 

 

0
0
Сохранить
Поделиться: