Кампанелла: «Город Солнца», или Как свести Небо на Землю

Астрологическая и евгеническая утопия философов-соляриев

Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна. В нашем цикле “История идей, великих и ужасных”, посвященном истории человеческих попыток построить рай на Земле, рассказываем о Томаззо Кампанелле и его «Городе Солнца».

 

Время и место действия

Италия, XVI—XVII века после Рождества Христова. Католический монах, философ и богослов Томмазо Кампанелла пишет утопический трактат «Город Солнца».

 

Почему нам это интересно сегодня:

Доминиканский монах Томмазо Кампанелла (1568–1639) считается наряду с Томасом Мором одним из главных представителей утопического коммунизма. Название его самого известного сочинения — «Город Солнца» — в советское время практически стало крылатым выражением, синонимом будущего счастливого общественного устройства, словно залитого солнечным светом гуманизма и всяческого благополучия.

В личной библиотеке основателя советского государства В. И. Ленина тоже имелся экземпляр «Города Солнца», и, между прочим, именно из этой книги Ленин позаимствовал некоторые принципы советской монументальной пропаганды, о чем позже вспоминал первый советский нарком культуры А. В. Луначарский:

— Анатолий Васильевич, — сказал мне Ленин, — у вас имеется, вероятно, не малое количество художников, которые могут кое-что дать и которые, должно быть, сильно бедствуют.

— Конечно, — сказал я, — и в Москве, и в Ленинграде имеется немало таких художников.

— Дело идет, — продолжал Владимир Ильич, — о скульпторах и отчасти, может быть, также о поэтах и писателях. Давно уже передо мною носилась эта идея, которую я вам сейчас изложу. Вы помните, что Кампанелла в своем «Солнечном государстве» говорит о том, что на стенах его фантастического социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же. <…> Наш климат вряд ли позволит фрески, о которых мечтает Кампанелла. Вот почему я говорю, главным образом, о скульпторах и поэтах. В разных видных местах на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях для этого можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные коренные принципы и лозунги марксизма, также, может быть, крепко сколоченные формулы, дающие оценку тому или другому великому историческому событию. Пожалуйста, не думайте, что я при этом воображаю себе мрамор, гранит и золотые буквы. Пока мы должны все делать скромно».

(А. В. Луначарский. «Ленин о монументальной пропаганде»).

 

О чем вообще речь:

Многие люди, которые понаслышке знают о Кампанелле и его солнечном городе, были бы изрядно удивлены, если бы раскрыли эту книгу. Она так называется не только и не столько потому, что в нем описывается идеальное и максимально светлое общество, как его себе представлял автор. Дело в том, что стоящий на высоком холме город управляется Солнцем, причем сразу в двух смыслах.

Кампанелла: "Город Солнца", или Как свести Небо на Землю

Себастьян Фюрк. Портрет Кампанеллы. Из издания «IX pars Bibliothecae Chalcographicae, hoc est Continuatio quarta Iconum virorum illustrium, adiectis singulorum iconibus singulis distichis». Гейдельберг, 1654

Во-первых, во главе его стоит Верховный метафизик, которого называют Солнце. Кампанелла в тексте просто обозначает этого верховного правителя и главного мудреца, в совершенстве знающего все науки, астрологическим значком ʘ, обозначающим Солнце.

Во-вторых, этот идеальный город управляется на основе… астрологии. Для Кампанеллы, сына своего времени, астрология как наука о связи небесных и земных явлений имела самое непосредственное практическое, политическое и хозяйственное значение.

Все важные события и мероприятия в солнечном городе — войны и переговоры, хозяйственные работы и научные исследования, даже акты зачатия людей и домашних животных, которые особо строго регулируются государством — все это осуществляется только при обязательном учете положения звезд, которое они в данный момент занимают.

А самым важным небесным светилом для Кампанеллы является Солнце. Его он называет «образом, ликом и живым изваянием Бога, от коего на все находящееся под ним истекает свет, тепло, жизнь, живительные силы и всякие блага». Поэтому Солнце пользуется у соляриев (так Кампанелла называет жителей своего города от латинского Sol — Солнце) наибольшим почетом, а небо они считают его храмом.

В каком-то смысле при помощи астрологии Кампанелла непосредственно сводит Небо на Землю. Мировая гармония, уловленная через звездные законы и воплотившаяся в единственно правильном общественном устройстве, позволит в представлении Кампанеллы уже здесь достигать райского блаженства.

Также Кампанелла очень увлекался магией, поскольку считал, что наука обязательно должна приносить человеку практическую пользу. Магию он понимал как науку о полезных превращениях вещей. Причем в ней по Кампанелле нет ничего суеверного, она связана с физикой (наукой о природе) и пользуется «удивительно действующими естественными причинами». Сам он много занимался «искусственной магией» и в своих письмах из тюрем разным правителям и государям обещал создать корабли, которые без весел могли бы плыть в безветренную погоду, повозки с парусами, передвигающиеся с большими грузами одной силой ветра, и т.д. Впрочем, гораздо большего добились у него граждане «Города Солнца»: «…Они уже изобрели искусство летать — единственное, чего, кажется, недоставало миру, а в ближайшем будущем ожидают изобретения подзорных труб, при помощи которых будут видимы скрытые звезды, и труб слуховых, посредством которых слышна будет гармония неба».

Маг у Кампанеллы — это одновременно философ и политик-законодатель. Через магию натурфилософия соединялась у него с политикой. Между прочим, в проектах и планах наследовавших Кампанелле коммунистов отчетливо просматривается эта магическая мечта о чем-то подобном, о полном и почти волшебном подчинении человеку природы и общества.

 

Автор

Кампанелла родился в 1568 году в итальянской Калабрии, в маленьком городке Стило, в семье неграмотного сапожника. Денег на учебу у семьи не было, и сохранилась легенда о том, что очень способный мальчик слушал уроки, стоя у открытого окна школы. Когда кто-нибудь из учеников не мог ответить на вопрос учителя, он сам выкрикивал правильный ответ.

Кампанелла: "Город Солнца", или Как свести Небо на Землю

Marcuscalabresus/Wikipedia/CC BY-SA 3.0

В 15 лет он становится монахом-доминиканцем, приняв монашеское имя Томмазо в честь Фомы Аквинского. По обвинению в ереси (Кампанелла стал последователем материалистически настроенного философа Бернардино Телезио) он несколько раз арестовывается инквизицией, однако его в итоге пока выпускают на свободу и отправляют в родную ему Калабрию. Там Кампанелла в 1599 году организует заговор с целью свержения испанского владычества и учреждения совершенно нового государства, основные принципы которого Кампанелла позже излагает в «Городе Солнца». Себя они видит его верховным правителем наподобие Метафизика-Солнце и даже новым мессией. Заговорщики, среди которых было много доминиканских монахов, предусмотрели очень многое, даже новую форму одежды, но заговор обнаруживается, и всех арестовывают. После этого провала Кампанеллу без перерыва 27 лет держат по тюрьмам. В первые два года заключения, когда параллельно идет новый процесс о ереси, его жестоко пытают инквизиторы.. Он симулирует безумие, чтобы избежать неминуемой смертной казни как повторно впавшему в ересь. Инквизиция считала, что безумца нельзя казнить, так как, умерев без покаяния, он погубит свою душу, и Кампанелла решил сыграть на этом. Симулировал он долго и успешно, и не выдал себя даже когда пытка длилась без перерыва 40 часов.

Занятия астрологией и магией Кампанелла пронес через всю свою бурную и полную драматических поворотов и противоречий жизнь, над загадками которой до сих пор ломают копья в многочисленных дискуссиях исследователи его творчества. Действительно, как совместить одно с другим? Написавший коммунистическую утопию «Город Солнца» и возглавивший антииспанское восстание в Калабрии, он был также автором ряда сочинений, в которых горячо отстаивал идею всемирной теократической монархии под властью той самой испанской короны. Богослов-философ, отрицавший Троицу и Божественность Христа, симпатизировавший пантеизму и гилозоизму (учение о всеобщей одушевленности природы или мира), измученный католической инквизицией узник, и в то же время — строгий католический монах, написавший много сочинений против Лютера и кальвинистов, всячески боровшийся с Реформацией. Неоднократно уличенный в безбожии, он одновременно автор книги «Побежденный атеизм». Поклонник точного опытного знания, подчеркивавший, что оно начинается с ощущения, и в то же время астролог и составитель гороскопов, много занимавшийся магией… Кампанелла был истинным сыном противоречивой эпохи Возрождения. Дань увлечения астрологией тогда отдали, например, великие астрономы Николай Коперник и Иоганн Кеплер.

Кампанелла: "Город Солнца", или Как свести Небо на Землю

Николя де Лармассен. Портрет Томмазо Кампанеллы в последние годы жизни. Из издания: Isaac Bullart, «Académie des Sciences et des Arts», livre II, 1682

В конце концов, через 27 лет ему удается прельстить своими занятиями римского папу Урбана VIII, которого он обещал при помощи магических ритуалов избавить от смерти, и его освобождают. Его сочинения исключают из католического Индекса запрещенных книг, а Генеральный капитул Доминиканского ордена присвоил Кампанелле степень магистра римско-католического богословия.

Однако впереди все равно были новые конфликты с инквизицией и новые обвинения. Инквизиция вновь его стала преследовать за неортодоксальные мнения и вносить его сочинения в Индекс запрещенных книг, а один из учеников Кампанеллы был обвинен в подготовке антииспанского заговора, и опасность угрожает и его учителю. В итоге Кампанелла бежит во Францию под покровительство знаменитого кардинала Ришелье. Там он выпускает в свет новое издание «Города Солнца» и составляет гороскоп новорожденного Людовика XIV, а в посвященных ему стихах выражает надежду, что будущий король-Солнце реализует Город Солнца на практике.

Кампанелла очень боялся, что умрет в ожидавшееся 1 июня 1639 года солнечное затмение. Он увидел предзнаменование своей кончины в этот день по астрологическим гороскопам, но попытался магическими ритуалами отсрочить свою смерть, как он делал это ранее для папы Урбана VIII. Однако разные таинственные эликсиры, пахучие травы и доносившаяся из его кельи музыка не помогли ему пережить затмение: он умер за 10 дней до него.

 

Устройство Города Солнца

О Городе Солнца в книге Кампанеллы рассказывает некий Мореход. Этот город стоит на высоком холме, поделенный на семь кругов в соответствии с числом известных тогда планет. Дома и дворцы Города построены вдоль этих кругов и отделены друг от друга стенами. Весь Город пересекают четыре дороги, которые сходятся к самому центру. Там находится огромный, идеально круглый храм, купол которого поддерживается громадными колоннами. На алтаре стоят два глобуса: гигантский небесный глобус с изображением звездного неба и еще один с изображением Земли. На своде купола нанесены все самые яркие звезды. Храм представляет собой подробную модель космоса, а отправлявшийся в нем культ — это культ космоса.

Кампанелла: "Город Солнца", или Как свести Небо на Землю

План города Солнца

Как почти во всех утопиях, в «Городе Солнца» Кампанеллы ощутимо влияние платоновского идеального государства. Основали его бывшие жители Индии, которые бежали оттуда после поражения от монголов и решили «вести философский образ жизни общиной». Управляет солнечным городом, как мы уже сказали, верховный первосвященник Солнце, обозначаемый значком ʘ, а помогают ему три соправителя рангом пониже — Мощь, Мудрость и Любовь. Эти соправители являются одновременно верховными священниками, философами и главными учеными Города Солнца.

Наука, политика и религия тут сливаются в одно целое. Не правда ли, это чем-то напоминает советский проект и его вождей Ленина и Сталина, верховных теоретиков и знатоков марксизма, который во многом играл в советское время роль квазирелигии?

Кампанелла: "Город Солнца", или Как свести Небо на Землю

Храм города Солнца

В Городе Солнца совершенно отсутствует частная собственность. Все у его жителей общее, даже дома, спальни и кровати: «Через каждые шесть месяцев начальники назначают, кому в каком круге спать и кому в первой спальне, кому во второй». Как говорит Кампанелла, жители Города Солнца — самые богатые и одновременно самые бедные люди на свете, Самые богатые они потому, что у них все есть, а самые бедные они потому, что у них вообще нет ничего своего. Однако, как добавляет автор, «поэтому не они служат вещам, а вещи служат им. И поэтому они всячески восхваляют благочестивых христиан и особенно превозносят апостолов».

Именно благодаря отсутствию частной собственности, говорит Кампанелла, в Городе Солнца добродетели окончательно победили пороки, о чем говорят даже названия общественных должностей: Щедрость, Великодушие, Целомудрие, Мужество, Справедливость, Истина, Благотворительность, Благодарность, Сострадание и т.д.

Все жители Города Солнца обязаны трудиться. Впрочем, продолжительность рабочего дня ограничивается 4 часами и может быть сокращена еще больше, с тем чтобы освободить время для «приятных занятий науками» и «развития умственных и телесных способностей».

 

Самый главный скандал «Города Солнца»

Пожалуй, самая скандальная часть Города Солнца — общность жен и полное государственное регулирование отношений полов и всех рождений. И тут была своя (довольно жуткая, конечно) логика. Дело в том, что общность жен нужна по мысли автора для того, чтобы отменить саму возможность частной собственности: «Собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей», а «отсюда возникает себялюбие». Поэтому «у соляриев жены общи и в деле услужения, и в отношении ложа, однако же не всегда и не как у животных, покрывающих первую попавшуюся самку, а лишь ради производства потомства в должном порядке». Общность жен служит тут также «научному» («согласно правилам философии») государственному контролю за деторождением. Солярии, пишет Кампанелла, «издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой».

Этот контроль «за человеческой породой» осуществляется в полном согласии с биологическими и астрологическими выкладками автора. Власти сами решают, какой мужчина сойдется для произведения потомства с женщиной и в какое время, будут ли этому благоприятствовать звезды.

Так что Кампанеллу вполне можно считать и одним из заметных предшественников евгеники, правда, на свой, астрологический лад.

 

Интересные факты

1. В 1918–2013 годах имя Кампанеллы находилось на обелиске в Александровском саду рядом с Кремлем. Первоначально гранитный обелиск был установлен в Александровском саду летом 1914 года по случаю трехсотлетия дома Романовых. Пришедшие к власти коммунисты переделали его в памятник социальным мыслителям и революционерам, своим предшественникам. Наряду с Кампанеллой там были выбиты имена Маркса, Энгельса, Либкнехта, Мора, Сен-Симона, Прудона, Чернышевского, Плеханова и т.д. В 2013 году этот обелиск убрали, а на его месте поставили копию прежнего, дореволюционного памятника.

2. В знаменитой киноэпопее «Сибириада» (1979) режиссера Андрона Михалкова-Кончаловского эпитет «город Солнца» несколько раз фигурирует как название для того фантастического прекрасного преображения, которое должна испытать после революции заброшенная в тайге сибирская деревушка. Беглый террорист-народоволец Родион говорит там маленькому Николаю Устюжанину: «За правду страдать надо, Коля. Дороже всего людям правда обходится. Помни: Кампанелла погиб за мечту, за правду. Товарищи мои гибнут за правду. Много еще хороших людей положит за нее свои головы. Помни! Время придет, и оно будет прекрасно! И здесь, в этих болотах вырастут сказочные города Солнца. Ты только верь, Коля! Жди!»

3. Приговорённый к пожизненному заключению в 1600 году, Кампанелла 27 лет подряд находился в разных тюрьмах Неаполя. Но в заключении у него сохраняется возможность писать, и все это время он занимался творчеством, написав объемные книги по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике: «Монархия Мессии», «Метафизика», «Побежденный атеизм», «Апология Галилея», «Город Солнца», «Теология», и др. Всего его творческое наследство составляет более 100 работ объемом более 30 тысяч страниц.

Кампанелла: "Город Солнца", или Как свести Небо на Землю

Титульный лист первого издания «Города Солнца» 1623 года

4. Кампанелла много полемизировал с Аристотелем и аристотелевской схоластикой. Спорить с ним он начал очень рано, и по преданию один из его учителей однажды в сердцах вскричал: «Кампанелла! Кампанелла! Ты плохо кончишь!»

 

Читайте также:

Томас Мор: лорд-канцлер, коммунист, католический святой: Вельможа, который придумал утопию

Дольчино: коммунисты появились раньше, чем вы думаете

Бэкон: вся власть – ученым!

15 интересных фактов о Мартине Лютере

 

Кампанелла: "Город Солнца", или Как свести Небо на Землю

ПУЩАЕВ ЮрийПУЩАЕВ Юрий
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (9 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.