Школа та или эта или вон ту еще хвалят… Даже оформив все документы и отдав ребенка в первый класс, родитель чаще всего не прекращает внутреннего монолога. Школьные будни начались, а спокойствие всё не наступает, и принятое решение не кажется окончательным.
Как выбрать место обучения, которое не покалечит ребенку психику? На этот случай хочу рассказать одну историю. Все события реальны, все имена и узнаваемые подробности изменены.
В провинциальном городе N в «лихие девяностые» работала одна гимназия. Не православная, светская. Директор был человеком активным и пытался в гимназии не только выживать, но и создавать продвинутое в духе времени образовательное пространство. В числе педагогов работали «остепененные» вузовские преподаватели, многие из них обращались к ученикам исключительно на Вы и предпочитали на уроках диалоги, а не только контрольные. Учитель истории и МХК знакомил детей с Библией, учитель физкультуры вел для девочек уроки танцев, английский бодро и нескучно преподавали по каким-то ярким кембриджским учебникам, и для желающих был факультатив по французскому. Все эти прелести N-ской гимназии мне расписывала ее выпускница Ольга, влюбленная в свою школу и учителей.
— Представляете, — говорила она знакомым, если речь заходила о школе, — мы так привыкли к интересному и уважительному общению с учителями, что если приходил какой-то новый «обычный» учитель и пытался на нас орать, мы его порой троллили и вообще серьезно не воспринимали. Даже не обижался никто, просто смотрели как на «болященького» — настолько никто не ожидал в стенах школы подобного обращения. Только учитель математики могла себе позволить прикрикнуть, не теряя уважения класса, — просто потому, что делала это в исключительных случаях, а в остальное время и объясняла шикарно, и вообще была дама с юмором, что всегда привлекало.
Об отношениях с классом Ольга тоже рассказывала оптимистично: были группы по интересам, кто-то слушал рок, а кто-то — Иванушек, но друг с другом не враждовали; кто-то кому-то не очень нравился, кто-то из мальчиков мог дразниться и огребать в ответ линейкой… Но всегда было с кем в классе дружить, и всегда весело проходили уроки и совместные поездки.
А как-то вечером Ольга зашла в одну заблокированную нынче соцсеть и с удивлением прочитала пост школьной подруги из параллельного класса, назовем ее Анной. По мере чтения ей всё больше не класс казался параллельным, а реальность.
Там были хроники ада из «гопнической» школы в спальном районе. Истеричные преподаватели, которые организовывали буллинг и травили учеников, подлые одноклассники, которые душили «игнором» да изводили подколами…
Одна школа, одни года обучения, одни учителя (кроме классной, которая тоже была Ольге знакома) — и две абсолютно разные реальности. Почему так? Особенности мировосприятия двух разных учениц?
Если смотреть на эти несостыковки глазами родителя, становится не по себе: на чьи же отзывы опираться, выбирая школу? Ведь тебе может похвалить какое-то место условная Ольга, а твой ребенок всё равно увидит филиал ада глазами Анны… С другой стороны, возможно именно родители отчасти формируют отношение к школе и отношения в школе? Как бы там ни было: два мира, два детства в одной и той же школе.
В семье Ольги не принято было обожествлять учителей и школу: мать с восторгом отзывалась о хороших учителях, а про случайного Ионыча от педагогики спокойно говорила: «Не обращай внимания на дурачков». Не факт, что это образец для подражания — Ольга вспоминает, что в результате вела себя слишком уж надменно со слабыми педагогами. Зато школу любила и с любимыми учителями общалась с удовольствием.
А мама Анны сама была учителем из соседней школы, и авторитетно напоминала дочке: «Не бывает плохих учителей, только плохие ученики!» Может быть, именно это отсутствие поддержки — хотя бы словом — породило у девочки такой огульный мрачный взгляд на педагогов и одноклассников?
Или, возможно, повлияло на восприятие школы ощущение успешности и неуспешности? Анну мама «по знакомству» определила в класс с вокальным уклоном — чтобы наконец научили петь! Ребенку со средними вокальными данными было некомфортно среди более музыкальных учеников, хихикавших, когда она давала петуха. Преподаватель вокала наверняка морщился, готовясь к очередному конкурсу, — не то что бы сознательный «буллинг», но, наверное, в сердцах указывал, кто портит картину всему классу. А ведь Анна была невероятно талантливым ребенком — просто совсем в другой сфере.
Ольга же училась в гуманитарном классе и «звездила» способностями по любимым и простым для нее предметам. А вот петь тоже не умела и в вокальном классе вряд ли пришлась бы ко двору. К счастью, ее туда и не «запихивали». Этот ли опыт успеха и неуспеха был решающим при формировании двух разных картин мира у школьниц?
У меня нет точного ответа — только вот такие две параллельные реальности. Но с учётом этих реальностей попробуем накидать хоть какую-то «карту».
Во-первых, ищем советчиков не просто среди знакомых, а среди знакомых, близких вам по образу жизни и взглядам на воспитание. Иначе получится, что кто-то в восторге от школы потому, что там строгие порядки, а вас и вашего ребенка, допустим, именно строгость шокирует. Или наоборот. Причем важно, чтобы у этих советчиков дети учились в школе в данный момент или только-только ее закончили. Воспоминания о том, как здорово было в такой-то гимназии двадцать лет назад, скорее всего, ничем не помогут. Разве что все двадцать лет там не менялось руководство и педсостав… Хотя и это сомнительно: бывают ведь педагоги, которые с возрастом «выгорают» и уже не могут похвастаться былой крепостью нервной системы, что не удивительно.
Во-вторых, ищем школу с учетом способностей ребенка, причем реальных способностей, а не тех, которые хочется развить у него вопреки всему. Не нужно полненькую девочку отдавать в балетный класс, «чтоб похудела», а нежного гуманитария пристраивать в математический лицей, «чтоб научили наконец считать». И считать, скорей всего, не научится, и гуманитарные дисциплины в атмосфере стресса и неуспешности у него «просядут».
В-третьих, выбирать стоит не место, а в первую очередь учителя, особенно если речь идет о начальной школе. Какой бы ни была общая педагогическая концепция школы, разные учителя в своем взаимодействии с детьми могут отличаться, как день и ночь. Бывает, что учителя, ведущие начальные классы, ведут и занятия в Школе будущего первоклассника — это отличный шанс познакомиться с педагогом заранее. Хотя знаю случай, когда одна сюсюкающая с дошколятами учительница позже в общении с классом оказалась патологически тщеславным человеком, жестоко третировавшим и детей, и родителей ради «высоких достижений».
Но отсюда, собственно, следует и наше «в-четвертых»: везде соломки не подстелить, и те или иные проблемы в школе всё равно появятся. Значит, нужно быть готовым проговаривать проблемы с педагогами, с ребенком, а при необходимости и с администрацией, и искать способы их решения. В конце концов, проблемы и отличают реальную жизнь от теплички, важно просто не оставлять маленького ребенка с проблемами один на один.