Мы расскажем здесь три истории, в которых увидим, как часто Иисус вынужден даже ближайшим ученикам объяснять простую, казалось бы, вещь. Наверное, очень уж глубоко сидит в каждом из нас это стремление — получить власть над другими, найти себе место получше, чем у остальных. Но для тех, кто верует в Иисуса Христа, власть — это прежде всего любовь ко всем, над кем ты поставлен, служение им, забота о них. Тот, кто стоит выше других, призван Богом служить младшим. И важным напоминанием всем нам об этом является церковная служба, где старшие священнослужители омывают, как это сделал когда-то и Иисус, ноги своим младшим собратьям: чин омовения ног совершается в храмах каждый год в Великий Четверг предпасхальной недели
«И, взяв дитя, поставил его посреди них»
На окраине города под названием Капернаум был постоялый двор. В нем останавливались на ночлег путешественники, заезжие торговцы и просто люди, которым негде было переночевать. Солнце поднялось уже высоко, и сейчас здесь было пусто, потому что все постояльцы разошлись по своим делам. Лишь несколько гостей, пришедших недавно, сидели под навесом и о чем-то беседовали. Вернее сказать, один из них говорил, а остальные жадно слушали и время от времени задавали вопросы. Хозяин постоялого двора знал, что это почитаемый народом Учитель по имени Иисус и его ученики. Люди говорили, будто этот Учитель может исцелять самые тяжелые болезни одним лишь прикосновением и рассказывает людям, как жить праведно. Поэтому хозяин встретил их с почтением, омыл гостям ноги от дорожной пыли (как это принято на Востоке) и выставил самое лучшее угощение.
Вот эти гости и отдыхали сейчас под навесом. Да еще возле поилки для лошадей мальчик играл со щенками. Это был сын хозяина. Их собака ощенилась месяц назад. Сейчас она лежала на траве, грелась на нежарком весеннем солнце и лениво наблюдала, как ее дети кувыркаются на пожухлой прошлогодней траве. Сначала щенки были совсем беспомощными, слепыми. Играть с ними было неинтересно, они лишь жалобно пищали, ползали и тыкались мокрыми носами во все подряд в поисках молока. Но сейчас они уже окрепли, и превратились в смешных маленьких собачек с толстыми лапами.
У щенков уже прорезались зубы, и они с удовольствием трепали кожаную подошву от старого сапога. Как это водится у всех детенышей, они пытались отнять друг у друга игрушку. Рычали, упирались еще не очень сильными лапами в землю, тянули подошву на себя. И обиженно скулили, когда не удавалось отнять ее у остальных. Но тут же забывали о своей обиде и снова бросались в бой, чтобы поточить молодые зубы в игре. Мальчик присел на корточки и с интересом наблюдал за их потасовкой.
А под навесом в это время шел очень важный разговор. Дело в том, что ученики Иисуса еще не понимали, что Учитель говорит им о Небесном Царстве. Они думали, что Иисус собирается прийти в Иерусалим и стать земным правителем, подобным знаменитому царю Давиду. И поэтому очень ревновали, когда Учитель выделял особо кого-либо из них. Еще бы — а вдруг этот, кого выделил Учитель, станет в будущем Царстве выше других? Будет командовать другими, а остальные вынуждены будут слушаться его и воздавать ему почести. С чего бы? Ведь все они — простые рыбаки с берегов Галилейского озера, все равны между собой. И вдруг кому-то такая честь! Обидно!
А тут накануне к Иисусу подходили сборщики податей на храм. И Он велел Петру заплатить подать одной монетой за Себя и за него. Вот ученики и встревожились: уж не предпочел ли Иисус Петра всем остальным? Поэтому и стали Его спрашивать:
— Кто из нас будет больше остальных в Царстве Небесном?
Иисус молча посмотрел на них. Потом повернулся к мальчику, игравшему во дворе, и окликнул его. Тот послушно подбежал. Иисус поставил его посреди учеников и сказал:
— Истинно говорю, вы не сможете даже просто войти в Царство, если не будете как дети и не перестанете думать, кто из вас главнее.
Ученики растерянно смотрели на мальчика. Совсем не такого ответа ожидали они на свой вопрос. А мальчик уже бежал по двору к своим щенкам. Ему действительно не хотелось быть главным.
«Кто хочет быть выше других — пусть будет всем слугой»
Иисус и Его ученики шли в Иерусалим. Учитель шел впереди, а ученики следовали за ним в некотором отдалении. Им было очень страшно. Ведь они знали, что в Иерусалиме иудеи уже пытались убить Иисуса. А что, если на этот раз Учитель не сможет уйти из рук своих врагов? Тогда и ученикам тоже не поздоровится. Но с другой стороны, Иисус сотворил у них на глазах столько удивительных чудес. И столько говорил о Царстве Божием. Быть может, Он и сейчас собирается сотворить чудо — прийти в Иерусалим, победить всех своих врагов и стать царем. Вот это было бы здорово! Но кто же из них будет у нового царя главным помощником? Ведь чем ближе ты к царю, тем больше у тебя власти над другими людьми. Почему же Иисус ничего не говорит об этом? Ведь это так важно…
Тем временем Иисус остановился, подозвал к себе двенадцать самых близких учеников и стал говорить с ними. Но речь Его была совсем не о том, что они так хотели бы услышать.
— Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и отдадут Его римским воинам. А те надсмеются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его. Но в третий день Он воскреснет.
Двенадцать учеников слушали его молча. Им очень трудно было поверить, что их мудрый и всемогущий Учитель может допустить такое. Ведь они видели, как он изгонял из людей злых духов, как одним словом останавливал бурю на Галилейском море, как проходил сквозь толпу иудеев, желавших Его убить, и никто не мог даже прикоснуться к Нему. Ни в ком из людей они не видели даже капли подобного могущества. Неужели же теперь Иисус позволит злым людям исполнить их намерение? Наверное, мы просто неправильно Его поняли, и Он все-таки станет царем. А раз так, нужно заранее позаботиться и о себе тоже. Например, выяснить, кто же из двенадцати будет самым близким к новому царю.
А Иисус тем временем снова ушел вперед.
Двое учеников — Иаков и Иоанн — переглянулись и ускорили шаг. Видимо, они уже давно обсуждали то, о чем решились сказать теперь, оставшись наедине с Иисусом:
— Учитель! Мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
— Что хотите, чтобы Я сделал вам?
Они сказали Ему:
— Дай нам сесть у Тебя одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей, когда Ты станешь царем.
Иисус посмотрел на них печально. Даже сейчас, после того как Он только что рассказал ученикам о Своих грядущих страданиях и смерти, они продолжают думать лишь о своей личной награде — о славе, власти, могуществе…
— Вы не знаете, о чем просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
Иисус говорил о Своих мучениях и смерти на кресте. Но Иаков и Иоанн не поняли смысла его слов и дружно кивнули:
— Да, можем.
Иисус снова печально посмотрел на них и сказал:
— Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься. А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.
Так Иисус предсказал им, что и они тоже пострадают за проповедь Царства Божьего. А еще сообщил, что не будет выбирать себе любимчиков. В Царстве рядом с Ним будет тот, кто окажется более искренним, смелым и настойчивым, кто будет готов даже на смерть ради проповеди этого Царства. Вот что значили Его слова.
Когда Он это говорил, остальные ученики приблизились и услышали конец разговора. Они, конечно, поняли, о чем шла речь. И стали негодовать на Иакова и Иоанна за то, что они тайком захотели получить себе выгодные места в будущем Царстве.
А Иисус по-прежнему с печалью смотрел на них. Он стоит на пороге смерти, а его самые близкие ученики в это время ссорятся из-за должностей при дворе будущего царя… Остановив жестом ссорящихся учеников, Он подозвал их к Себе и сказал:
— Вы знаете, что цари владеют своими народами, а царские вельможи тоже получают от царей часть власти над другими людьми. Но между вами не должно быть так. А если кто-то из вас вдруг захочет быть выше других, тогда пусть он будет всем слугою. И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
Потому что и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили. Он пришел, чтобы послужить другим и отдать душу Свою ради их спасения.
И снова ученики застыли в недоумении. Они думали, что Иисус поддержит их в обличении хитрости Иакова и Иоанна. Но вместо этого услышали удивительные вещи, которые не укладывались в их понимании. Как это: «кто хочет быть выше других — пусть будет всем слугой»? Где такое видано, чтобы царский вельможа прислуживал какому-нибудь простолюдину?
Но Иисус ничего не стал разъяснять им. Он развернулся и пошел дальше по дороге в сторону Иерусалима. Туда, где Его ожидала мучительная смерть.
«И начал умывать ноги ученикам»
Наступила последняя ночь перед крестными страданиями Иисуса. Это был праздник Пасхи, и Он собрал двенадцать ближайших учеников за праздничным столом. Для них это была обычная пасхальная трапеза, к которой они приступали каждый год. А для Иисуса это было прощание с друзьями. Он знал, что через несколько часов его схватят, осудят неправедным судом по ложному обвинению и отдадут римским воинам, которые сначала будут над Ним издеваться, а потом распнут на кресте.
И вот, зная все это, Иисус сделал очень странную вещь. Он встал из-за праздничного стола, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, обвязал им Себя вокруг пояса. Потом влил воды в специальный тазик и начал умывать ноги ученикам, вытирая их полотенцем, которым был препоясан. Ученики смотрели на него с изумлением. Они знали, что так поступают слуги в богатых домах — моют ноги своим господам. Но ведь Иисус — будущий царь! Как же Он может мыть ноги своим подданным?
Когда Иисус подошел к Петру, тот удивленно спросил:
— Господи, что Ты делаешь! Тебе ли умывать мои ноги?
Иисус сказал ему в ответ:
— Что Я делаю, ты сейчас не знаешь, а поймешь после.
Когда Иисус умыл всем им ноги и опять надел одежду Свою, то вернулся за праздничный стол и сказал им:
— Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Потому что Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. А вы — не больше Меня. Поэтому относитесь друг к другу так же.
До распятия оставались считанные часы. Совсем скоро ученики в ужасе разбегутся кто куда, оставив своего Учителя в руках стражи. И любые мысли о собственных «заслугах», о власти над другими или о том, чтобы сесть справа и слева от царя, покажутся им стыдными. А сейчас любимый Учитель пока еще с ними. И эти последние часы перед смертью Он использовал для того, чтобы дать им самый главный урок. Урок любви.
Рисунки Галины Воронецкой