Пасхальные дни позади. В четверг 9 июня 2016 года Православная Церковь празднует Вознесение Господне. Так как дата Пасхи каждый год разная, то и Вознесение, отмечаемое на сороковой день после Воскресения Христова, относится к числу подвижных праздников.

Все сорок дней после Пасхи в храмах звучали пасхальные песнопения, каковы же особенности богослужения в праздник Вознесения?

Красный цвет убранства храма и облачений священников сменился на белый. Вся служба в день праздника совершается по Цветной Триоди (богослужебная книга с молитвами предпасхального и послепасхального периода) с особенностями Господского двунадесятого праздника. Всего в году 12 двунадесятых праздников, православная церковь празднует самые важные события из земной жизни Христа и Богородицы. Течение службы в эти дни немного меняется.

Уже не поют молитву «Христос воскресе», и пока еще нельзя исполнять «Царю Небесный» ( эту молитву мы услышим на праздник Троицы).

Праздник Вознесения начинается в среду вечером, в храме совершается Всенощное бдение, утром в четверг Литургия Иоанна Златоуста.

На богослужении звучит тропарь праздника: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира».

Этот текст прекрасно раскрывает смысл торжества Вознесения Господня. Христос вознесся на небеса и сотворил радость ученикам. Что это за радость? Ученики Иисуса Христа должны были чувствовать скорбь от разлуки с Господом, возносящимся на небо. Но Господь, обещая послать им Утешителя Святого Духа, тем самым утешил их. Слово «обетование» переводится как «обещание».

Главные особенности богослужения связаны с тем, что этот день имеет тесную связь с праздниками Воскресения Христа и Сошествия Святого Духа.
После Евангелия на утрене поется «Воскресение Христово видевше» . Это песнопение мы слышали еще на Пасхальной заутрене, и всю Светлую седмицу.

Катавасией канона Вознесения Господня служат ирмосы канона на праздник Сошествия Святого Духа («Божественным покровен»).

Катавасией называется стих, который поется в завершение песни канона, потому что при этом по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом.

Остальные особенности богослужения такие же, как и других двунадесятых праздников: на утрене исполняется два канона. Первый канон святого Иоанна Дамаскина начинается словами «Спасителю Богу»; второй канон святого Иосифа Студита.

Молитва «Честнейшую Херувим» в этот день не звучит, но поются припевы Вознесения. Первый припев поет диакон: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца», остальные припевы и тропарь допевает хор. В конце 9 песни поется катавасия: «Радуйся, Царице, матеродевственная славо».

На Литургии поются праздничные антифоны, в которых прославляется Господь и Его Вознесение. В качестве задостойника исполняется ирмос «Тя паче ума и словесе Матерь Божию» с припевом. Задостойником называется песнопение литургии, которое поется в составе евхаристического канона вместо Богородичной песни «Достойно есть» в двунадесятые праздники.

Вместо «Видехом свет истинный» поется тропарь Вознесения Господня. Отпуст праздника: «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш».

Если на день Вознесения Господня придется храмовый праздник или день памяти великого святого, то служба совершается так, как указано в Типиконе (богослужебная книга, содержащая главным образом устав богослужения).

 

На заставке фрагмент фото spbpda/www.flickr.com

0
0
Сохранить
Поделиться: