Воспринимать Великий пост как набор ограничений, за соблюдение которых нужно отчитаться, — значит свести к сухой формуле этот по-настоящему живительный период церковного года. Великий пост — это не время ограничений. Это время возможностей. Каких именно? «Фома» собрал высказывания отцов Церкви и современных пастырей, напоминающие о важных смыслах поста, которые люди нередко упускают из вида.
Евангелие начинается с не поддающегося рациональному осознанию, но невероятно радостного известия. Бог, сотворивший всю вселенную и ежесекундно поддерживающий в бытии каждую мельчайшую деталь этого мира, каждого человека, меня и вас, — этот Бог, непостижимый, вечный, везде присутствующий, всеведущий, Сам стал человеком и пришел в наш мир, чтобы спасти нас от смерти и приобщить к Вечной Жизни. Нам невозможно до конца понять, на какую ради этого Господь пошел жертву. Мы помним, что Он столкнулся с предательством одного из ближайших учеников; перенес издевательства и побои; претерпел страшную смерть на Кресте; сошел Своей человеческой душой в ад, чтобы вывести оттуда всех ожидавших Его и надеявшихся на спасение. Но мы нечасто задумываемся о том, каково было Ему, неподвластному никаким условиям и земным законам, сделаться человеком вообще, принять на Себя человеческое тело, устающее, болеющее, регулярно страдающее от голода, жажды, зноя, холода, недостатка сна. Каково Ему было жить скитальцем, без крыши над головой (как Он Сам однажды сказал, лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову; Мф 8:20). Каково Ему было, когда самые близкие люди отказывались Его понять и считали чуть ли не сумасшедшим (вспомним, как однажды Мать и братья пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя; Мк 3:21).
Вся земная жизнь Сына Божия была добровольным самоограничением, сорокадневный Его пост в пустыне не являлся тут каким-то исключением. И один из важных смыслов христианского поста — хоть немного, хоть в малую меру уподобиться Христу в Его жертвенном подвиге, принять посильное участие в том великом деле, которое Он совершил. Не для того, чтобы «подставить свое плечо» под Крест, который Христос нес на Голгофу, — для этого у нас просто не хватило бы сил, да это и не нужно: Христос уже совершил все, что было нужно для спасения всех людей. А для чего же?
Об этом замечательно сказал святой Епифаний Кипрский (ǂ403): «Мы постимся не для того, чтобы оказать какое-либо благодеяние пострадавшему за нас Господу, но для того, чтобы усвоить (исповедать) для спасения своего страдание Господне, которое Он благоизволил претерпеть за нас».
Иными словами, как писал другой ярчайший богослов древней Церкви святитель Афанасий Великий (ǂ373), Бог не спасает нас без нас. Если мы хотим, чтобы Бог протянул нам руку помощи, мы сами должны сделать хотя бы шажок навстречу Ему. Добровольно принятый на себя пост — один их таких шажков.
Ограничить себя в еде — это самое простое, первый шаг, своего рода тренировка, закалка воли. За этим, по логике слов святителя Иоанна, должен следовать отказ и от всего остального, что является для человека балластом, что отягощает его жизнь, что вносит в нее ненужные хлопоты и суету. Это может быть пустое общение. Это может быть напрасная трата времени на развлечения, сидение в Интернете или перед телевизором — все, что лишает человека отдыха и полноценного общения с близкими, возможности сосредоточиться на себе как на части вечности, а не белке в колесе повседневности.
Именно так: не просто отказ ради отказа, а освобождение времени для того, чтобы заполнить его чем-то по-настоящему важным: молитвой, чтением Священного Писания (и даже просто хорошей классической литературы), заботой о ближних... Взять и перестроить привычный распорядок дня, сделать его более гармоничным и духовно полезным — чем не задача на пост! Или, если быть более точным, — задача, начать или продолжить выполнение которой нам помогает пост, но которая ставится на всю нашу жизнь.
Мысль Златоуста доступно переводит на язык нашей эпохи протоиерей Павел Великанов: «Пост — это сознательное и свободное ограничение себя в том, что не является жизненно необходимым. Если без чего-то в принципе можно обойтись — лучше так и сделать. Без чего конкретно, это уже определяет сам человек — в зависимости от своего состояния, условий, качества жизни, здоровья и так далее.
...Я обычно привожу в пример родителя, у которого хронически не хватает времени для общения с детьми. Он это осознает и хочет исправить, но сил недостает. Такой родитель может сознательно лишить себя ежедневного чтения новостей в Интернете и освободившееся время посвятить детям. Я считаю, что это и есть самый настоящий продуктивный пост. Человек нашел излишки, превратил их в ресурс и направил на решение проблемы, которую раньше не мог решить».
Эти слова — из толкования святителя Иоанна Златоуста на Книгу пророка Исаии, который жил за сотни лет до Христа, в VIII–VII веках до н. э. Исаия обличал своих современников-иудеев в том, что те неправильно понимают смысл поста. Для них пост был своего рода соревнованием в благочестии: кто кого превзойдет в исполнении положенных обычаев. В назначенные дни они отказывались от обычной пищи, надевали особые траурные одежды, придавали лицу «постные» выражения, ложились на землю, посыпали голову пеплом и совершали длинные молитвенные правила. А краем глаза поглядывали друг на друга и оценивали: а как там мой собрат? Не сокращает ли молитву? Достаточно ли низко склоняется при ходьбе, показывая свое старание исполнить положенные законы и обычаи?
Исаия вступает в жесткую полемику с таким отношением к посту, причем говорит, как и положено пророку, от лица Самого Бога:
Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других… Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободуКак объяснял блаженный Иероним Стридонский (ǂ около 420), Господь призывает освободить сокрушенных бедностию, изнуренных нищетою, то есть не допустить их до нищенства. — Прим. ред., и расторгни всякое ярмоВ другом переводе: и всякое писание неправедное раздери. Речь о том, пишет блаженный Иероним, чтобы порвать долговые расписки, поручительства и все подобные бумаги, делающие человека неоплатным должником. — Прим. ред.; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. <…> Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень (Ис 58:3–4, 5–10).
Этот отрывок из Книги Исаии комментировали многие святые отцы, и все как один подчеркивали: смысл поста в том, чтобы человек начал на деле исполнять заповедь о любви к ближнему, служить ближнему, а не просто «совершенствоваться в личном благочестии».
Пост, который сводится только к самоограничению, — ложный, «и, не имея в себе свойств истинного поста, он смешон и неприличен», писал святитель Кирилл Александрийский (ǂ444). Ибо те, которые… не совершают никаких добрых дел, а потом упражняются в бесплодном и бесполезном воздержании от пищи, как в великом и почтенном в очах Божиих деле, всуе подвизаются и бьют воздух». Кто хочет поститься по истине, тот «должен показать себя ревностным исполнителем всякого доброго дела», настаивал святитель Кирилл.
Иоанн Златоуст говорит еще более четко: «Если постишься… окажи участие бедному, одень нагого, отри слезы вдовицы, утешь плачущих сирот. Если имеешь достаток, помоги; если не имеешь, то по крайней мере не похищай чужого». А «если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост, и такой человек хуже обжоры и пьяницы».
Для того, собственно, христиане и отказывались в свое время от мясной (дорогой в ту пору) пищи во время поста, чтобы больше денег тратить на помощь нуждающимся, на милостыню. «То, что ты отнимаешь у себя, отдай другому, для того, чтобы оттуда, откуда твоя плоть терпит убыток, получала прибыль плоть бедного ближнего», — говорил святитель Григорий Двоеслов (ǂ604).
По сути речь о том, чтобы начать следовать евангельскому призыву Спасителя деятельно заботиться о ближних, объясняет блаженный Иероним Стридонский (ǂ около 420). Ведь Тот же Господь, Который говорил через пророка Исаию, произнес семь веков спустя такие слова: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… …истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:34–36, 40).
В этом смысле пост — просто возможность наконец-то встряхнуться и начать делать то, что христианин должен вообще-то делать постоянно. «Кто постится… пусть не только уклоняется от зла, но и делает добро, разрешая всякие узы неправды», — вновь и вновь слышим мы эту мысль, на сей раз от блаженного Иеронима.
Библейская история полна примеров, когда в ситуации той или иной серьезной опасности народ объявлял пост, каялся в грехах — и Господь отводил беду. Один из самых ярких таких случаев описан в Книге пророка Ионы. Господь послал Иону возвестить жителям города Ниневии, что их согрешения превысили меру Божьего терпения и что через сорок дней их город будет разрушен. Жители Ниневии поверили сказанному, начали усиленно поститься и каяться — и Господь помиловал их.
И происходящие сейчас тяжелые события, связанные с Украиной, вполне заслуживают того, чтобы «посвятить» им нынешний Великий пост. Ведь пост — это форма молитвы и покаяния, малая жертва христианина Богу, выражение готовности потерпеть неудобства ради чего-то важного, о чем он просит Господа.
Еще в ветхозаветную эпоху Господь заповедал израильтянам жертвовать в храм десятую часть всего, что они приобретают: плодов, которые вырастают на деревьях, растений, домашнего скота и т. д. Все это становится святыней Господней, то есть жертвой, отделенной для Бога (см.: Лев 27:30–32).
Эта норма никуда не исчезла, и во времена Нового Завета. Апостол Павел в своих посланиях не раз просит христиан из удаленных от Иерусалима общин жертвовать часть доходов на нужды материнской Церкви и даже советует заранее откладывать средства для таких сборов, чтобы не суетиться в последний момент (1 Кор 16:1–2).
Но, по мысли аввы Дорофея и многих других учителей Церкви, христианин призван жертвовать Богу не только нечто материальное, но и свое время. Необходимость уделять Богу часть своего времени вытекает уже из заповеди о «дне субботнем», том самом, который верующий человек обязан посвятить Богу. Известный московский священник Даниил Сысоев (1974–2009) не раз повторял в своих проповедях: «В Ветхом и Новом Завете Бог требует от людей десятину и имущества, и времени. Она и сейчас установлена Церковью и называется Великий пост».
Шесть недель Великого поста и Страстная неделя за вычетом субботних и воскресных днейСубботние и воскресные дни Великого поста не считаются вполне постными, так как в эти дни совершается Евхаристия, величайшее таинство Церкви, превращающее день в праздник. — Прим. ред. — это 37 дней, то есть как раз десятая часть года.
Жертвовать временем нужно в первую очередь нам же самим, чтобы не погрузиться с головой в наши земные хлопоты, не разменять всю свою жизнь без остатка на временное, преходящее, на то, что мы не сможем взять с собой в вечность. Время, отделенное нами для Бога, – это время освященное, уже сопричастное вечности, помогающее нам прикоснуться к миру по ту сторону жизни и смерти, научиться стоять перед Богом, не взглядывая поминутно на часы. Это и есть время Великого поста.
Евангелие рассказывает, как сразу после Крещения во Иордане Господь Иисус Христос ушел в пустыню и провел там сорок дней в полном одиночестве и без всякой пищи. Когда же Он стал испытывать голод, к Нему приступил сатана и стал искушать Его, однако ничего не добился: Христос с легкостью преодолел одно за другим все его искушения.
Пост ослабляет тело (человек начинает испытывать голод, быстрее устает и т. п.), зато укрепляет дух и становится, как говорит Иоанн Златоуст, «сильным оружием против диавола». Священник Александр Ельчанинов писал, что пост, с одной стороны, «развивает духовные силы: молиться вы не станете, наевшись; к умирающему не пойдете, выпив шампанского; страдающего лучше утешите, когда вы не пресыщены». Когда мы чувствуем в теле некоторую слабость, сердце наше умягчается и оказывается способно «воспринять духовные реальности, ощутить скрытую до тех пор жажду общения с Богом», писал протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983).
А с другой стороны, в посте, в ослаблении телесных сил, человек открывает свою истинную сущность: «у одних проявляются высшие способности духа, другие делаются только раздражительны и злы», — продолжает отец Александр Ельчанинов. Пост обостряет все духовные качества человека — и светлые, и темные: потому-то он и говорит про выход «навстречу Ангелам и бесам».
Для человека, в котором пост пробуждает высшие духовные силы, пост становится мощным подкреплением, подготовкой к чему-то важному, мотивацией начать жить по-новому.
Для Иисуса Христа сорокадневный пост являлся подготовкой к Его общественному служению: проповеди о Царстве Небесном, делам милосердия, собранию апостольской общины, а также подготовкой к ожидавшим Его преследованиям, страданиям и смерти на Кресте…
В книге Деяния святых апостолов мы читаем, как антиохийские христиане постились и молились, прежде чем отправить Варнаву и Павла в благовестническое путешествие на Кипр. Это путешествие было «дело особенной важности, требующее особенного напутствования», объяснял епископ Михаил (Лузин) (1830–1887). И пост был важной составляющей такого напутствования.
Постились накануне ответственных сражений солдаты армии Суворова — это был (наряду с причащением и служением молебнов) важный элемент их подготовки к встрече с противником. И к тому, между прочим, чтобы отнестись к этому противнику по-человечески, как христиане.
Пост «встряхивает», «освежает», наполняет христианина духовными силами для того, чтобы тот продолжал жить по-христиански и после его окончания, когда придет долгожданная Пасха.