В первую очередь нужно ограничить время, проведенное перед экраном. Чем больше телевизора и Интернета, особенно в возрасте становления навыков чтения — примерно от 6 до 9 лет, тем меньше шанс, что ребенок полюбит книги. От освоения формального чтения до чтения активного — большая дистанция. И очень часто оказывается, что люди читают только формально, но чтения не любят.
Вторая причина, мешающая чтению — недостаток внимания родителей к чтению (или переизбыток этого внимания). В журнале "Фома" и на нашем сайте мы не раз обращались к проблеме чтения, но сейчас хотели бы обозначить важные нюансы, которые помогут найти подход к ребенку.
Что нужно помнить родителям:
Если у ребенка есть хотя бы минимальные сложности с техникой чтения — это хороший повод обратиться к логопеду или учителю начальных классов. Если родители решают бороться с этими сложностями сами, то начинают сердиться, у ребенка может появиться ощущение неуспешности, нелюбовь к чтению на старте.
Нужно каждый день отводить определенное время на чтение с ребенком. Лучше, если это будет делать не няня и не бабушка, а один из самых любимых и значимых взрослых. Удобнее выбрать время, связанное с какой-то последовательностью действий, скажем, перед ужином или после него.
Надо обязательно выбирать интересный текст. Если ребенок в шесть-семь лет не начал читать сам, то ему уже «Машенька и медведь» не интересна, а то, что может быть интересно, он не осилит по объему. И на этом многие останавливаются. Поэтому вы идете в хороший книжный магазин или на книжную выставку, или листаете книгу в интернет-магазине и выбираете тот объем текста и ту тему, которая вашему ребенку будет интересна, вплоть до того, что для девочки это могут быть кулинарные рецепты, а для мальчиков — сборник анекдотов, и наоборот. Сейчас много переводных текстов, где совсем немного фраз, такие тексты есть в переизданных журналах «Мурзилка».
Сначала ребенок читает примерно семь минут. Постепенно нужно увеличивать время чтения до 15-20 минут, не больше. Это самое важное, чтобы, во-первых, была информация, а во-вторых, ребенок не переутомился. Чтобы не пропустить момент, когда ребенок начал уставать, можно заводить таймер.
Если чтение дается тяжело, можно давать какую-то небольшую награду для поощрения, например что-то вкусное к чаю или настольную игру после чтения. Либо принять жетонную систему поощрения: ребенок может копить «солнышки». За неделю таких «солнышек» можно набрать пять-шесть штук. Но ни в коем случае нельзя использовать в качестве поощрения телевизор или Интернет.
Хвалите ребенка за чтение. Можно, например, провести праздник сотой страницы — купить пирог, пойти на аттракционы...
Когда ребенок учится ездить на велосипеде, его нужно немножко поддержать — и он поедет. А если не держать, может не поехать. Может сильно удариться, разувериться в своих силах. С чтением дело обстоит точно так же.
На заставке фрагмент фото Miguel Ángel Sánchez-Ballesteros
Читайте также:
Ника Батхен. Ребенок не любит читать. Кто виноват? Что делать?
Как заставить ребенка читать и стоит ли это делать?
Мария Брюханова. Подросток и чтение
Виталий Каплан. Кривая речь