Бывает, что родители с учителями конфликтуют. Бывает, что родители учителей игнорируют. Или боятся. И от всего этого хуже становится всем. Как грамотно выстроить отношения со школьными педагогами, чтобы ребенку была польза? Рассказывает Анна Николаевна Третьякова, в прошлом директор общеобразовательной школы, а ныне — завуч начальных классов в православной школе «Образ».

Как родителям выстраивать правильные отношения с учителями

Тезис 1.

Родителям стоит общаться с учителями не только когда возникают проблемы, но и когда с ребенком вроде бы все хорошо.

Казалось бы, зачем, если у ребенка и успеваемость хорошая, и поведение, и конфликтов ни с кем нет? Зачем время тратить? Так, увы, думают многие родители — и ошибаются.

Во-первых, родители должны хорошо знать и понимать своего ребенка, а видя его только в домашней обстановке, можно не заметить чего-то важного. Школьные учителя видят ребенка в работе (а учеба — это для большинства детей серьезный труд), в общении со сверстниками, причем не только с друзьями, но и с самыми разными детьми. Общаясь с педагогами, родители получают ценную информацию о ребенке, узнают о нем то, что бывает видно лишь со стороны.

Во-вторых, родители далеко не всегда могут самостоятельно оценить способности своего ребенка, его склонность к тем или иным предметам, его дальнейшую учебную траекторию. Допустим, школьник на уроках литературы получает четверки, но учитель видит, что он способен на большее, у него явные творческие способности, нестандартный взгляд на произведения школьной программы. Дома на эти темы может никаких разговоров не быть, родители оценками довольны, но попросту не знают, что их ребенок подает надежды. Или наоборот, они изо всех сил пытаются тянуть его в гуманитарную сферу, но у ребенка возник устойчивый интерес к точным наукам. Поэтому обратная связь с учителями в таких случаях крайне полезна.

В-третьих, проблемы у ребенка все-таки могут быть, но он сам может их до поры до времени не замечать или не придавать им особого значения, потому и не рассказывает о них дома. Например, проблемы в отношениях со сверстниками. Не всегда эти проблемы принимают острую форму, не всегда ребенок от них страдает, но они есть, и чем раньше их заметить и начать решать, тем лучше. Благополучные, спокойные дети — это все равно дети, они растут, развиваются, а любое развитие всегда происходит негладко.

В-четвертых, если у ребенка есть какие-то личностные или медицинские особенности, об этом обязательно нужно сказать классному руководителю, чтобы тот и сам их учитывал, и поставил в известность коллег. Всем родителям хочется (и правильно хочется!), чтобы к их детям педагоги проявляли индивидуальный подход. Но для этого учителя должны знать о ребенке то, чего со стороны не заметишь. Да, учителя видят то, чего не видят родители, но это работает и в обратную сторону: родители знают о своем ребенке то, что неизвестно учителям.

Тезис 2.

Общение с учителями-предметниками должно происходить при посредстве классного руководителя. Со всеми вопросами, недоумениями, жалобами и предложениями надо обращаться к нему.

Неслучайно говорят, что классный руководитель — это «вторая мама». Классный руководитель не только фиксирует успеваемость детей, но постоянно наблюдает за ними, за их настроением, их общением, их успехами и неудачами (причем не только по школьным предметам). Он постоянно общается с коллегами-предметниками, обсуждает и конкретных учеников, и общую ситуацию в классе.

Поэтому даже если проблема касается не того предмета, который он в этом классе ведет, все равно обращаться нужно к нему. Либо он способен самостоятельно ответить на вопросы родителей и дать им конкретные рекомендации, либо организует встречу с учителем-предметником.

А пытаться напрямую контактировать с учителем-предметником, минуя классного руководителя, и неэффективно, и неэтично. Неэффективно — потому что как технически устроить с ним встречу? Караулить возле дверей школы? Даже если это удастся, много ли пользы будет от такого неожиданного, буквально навязанного учителю разговора? А неэтично это потому, что поставит классного руководителя в неловкую ситуацию. Он же все равно узнает, что родители такого-то ученика, не поставив его в известность, пришли к такому-то учителю. Это осложнит и отношения в педагогическом коллективе, и отношения родителей с классным руководителем, и, возможно, отношения учителя-предметника с учеником.

И еще один момент: порой, когда у ребенка в школе возникают какие-то проблемы, родители вскипают и приходят в школу «разобраться», их переполняют эмоции, которые хочется выплеснуть. Так вот, лучше уж выплеснуть их на классного руководителя, а потом уже, успокоившись, при его содействии встретиться с учителем-предметником. Или быть может, с родителями других учеников, если речь идет о конфликтах между детьми. То есть классный руководитель примет на себя первый удар и сработает как амортизатор. Вообще, стрессоустойчивость — профессиональное качество учителя. Я, когда работала директором, говорила своим коллегам: ну вот такая у нас профессия. Если человек не справляется с эмоциональными нагрузками, не способен перенести стресс, ему нужно либо как следует отдохнуть, восстановить силы, либо сменить профессию на более спокойную.

Если действительно требуется общение родителей с учителем-предметником, то классный руководитель такую встречу организует, выбрав удобное обеим сторонам время. А поскольку и родители, и учитель заранее к такому разговору подготовятся, то и пройдет он более конструктивно.

Бывают, однако, родители, которые предубеждены по отношению к классному руководителю и потому хотят по своему вопросу сразу обратиться к школьной администрации. Это не лучшая идея — хотя бы потому, что за редкими исключениями ни директор, ни завуч не отслеживают ситуацию каждого ученика в каждом классе и, когда их поставят перед проблемой, свяжутся с классным руководителем и спросят: что у вас происходит с этим ребенком? То есть все равно решение проблемы переадресуют классному руководителю.

Да, разумеется, классные руководители бывают разными. Бывают среди них не лучшие педагоги, бывают равнодушные люди. В таких случаях действительно стоит обращаться к администрации, но только если были неудачные попытки пообщаться с классным руководителем. Не раньше. Не через его голову.

Тезис 3.

Есть разные форматы общения между родителями и учителями, но, чтобы выбрать оптимальный, начинать надо с посещения родительских собраний.

Есть такое понятие: установочное родительское собрание. Такие собрания проводятся, когда в жизни школьников что-то существенно меняется. Например, дети поступили в первый класс. Или окончили начальную школу, перешли в пятый класс, теперь у них будет не один учитель по всем предметам, а разные. Или ребята окончили неполную среднюю школу и перешли в десятый класс, им предстоит готовиться к сдаче ЕГЭ. Или сменился классный руководитель.

На таком собрании классный руководитель знакомится с родителями, объясняет им особенности новой для детей ситуации, решает разные организационные вопросы, и в том числе сообщает форматы и способы поддержания обратной связи. Форматы могут быть разными:

1. По телефону. На установочном собрании обсуждается, по каким дням, в какое время это лучше всего делать. Например, во вторник с 12 до 13 часов у классного руководителя «окно» и он может принимать звонки и сообщения родителей. А также вечером в четверг, с 18 до 19 часов. Разумеется, если случилось что-то экстраординарное, то родители позвонят в любое время, но экстраординарное в жизни случается редко, а мы говорим об обычных ситуациях.

2. Чат в мессенджере. Устанавливаются правила такого чата — например, не устраивать споры между собой, не поднимать посторонние темы, не сообщать публично ту или иную приватную информацию и так далее. То есть чат нужен для информирования родителей о ситуации в классе, об оргвопросах, о каких-то общих делах (например, внеклассных активностях). Но обсуждать с классным руководителем ситуацию конкретного ребенка нужно только в личных сообщениях.

3. Приватная переписка. Это хороший, удобный формат, потому что ничего не забывается, всегда можно перечитать и что-то уточнить, писать можно в любое время — просто не нужно рассчитывать на мгновенный ответ. А вот голосовые сообщения учителю часто бывают неудобны — не в любую минуту их можно прослушать, не всё из них запоминается. Но нужно заранее договориться, что переписка не должна быть огромной. К личной переписке те же требования, что и к сообщениям в родительском чате: только по делу, без обсуждения посторонних тем, без споров по общим вопросам.

4. Личная встреча. Вообще, это самый лучший формат общения, хоть и занимает больше времени. Во всяком случае, общение с классным руководителем (как и с любым другим педагогом) нужно начинать именно с этого. А потом уже договориться, как держать обратную связь — в мессенджере ли, по телефону ли, встречаясь ли вживую.

Тезис 4.

Если родители идут к учителю с какой-то проблемой, то им надо четко представлять цель разговора. А правильная цель — выработать план совместных действий, чтобы эту проблему решить.

К сожалению, так бывает не всегда. Бывает, что родители идут к классному руководителю, чтобы высказать свое возмущение: ребенка обижают, затирают, недооценивают и так далее. Это вполне понятные эмоции, и я вовсе не хочу таких родителей осудить. Защита своего малыша (любого возраста) — дело совершенно естественное.

Но если родители исходят из блага ребенка, то понимают: сбросить эмоции, выплеснуть свой гнев — не самая лучшая стратегия. Даже если их собеседник-учитель продемонстрирует ангельское терпение и не ответит на агрессию агрессией, все равно пользы никакой не будет, если просто высказать наболевшее и уйти домой. Да, иногда бывает необходимо выпустить пар. Но после этого все равно придется переходить к конструктивному взаимодействию.

Какие же цели должен поставить перед собой родитель, договорившись с учителем о встрече?

Во-первых, получить информацию о том, что происходит и какую позицию занимает педагог. Если, например, проблема в двойках по математике, то надо послушать учителя, выяснить причину этих двоек. Может, ребенок ленится, может, он не понимает новый материал, может, его что-то постоянно отвлекает на уроке, может, он не справляется с таким объемом домашних заданий, может, было слишком много пропущено за время болезни, ребенок сильно отстал.

Во-вторых, чтобы получить помощь, чтобы совместно с учителем разработать реалистичный план, как решить проблему. Со своей стороны учитель будет делать то-то и то-то. А родитель, со своей, вот это и это. И надо решить, как мониторить развитие ситуации, какой будет обратная связь, с какой периодичностью.

В-третьих, надо изначально понимать, что учителя не волшебники, у них нет волшебной палочки, которой взмахнешь — и все проблемы мгновенно решатся. Потому я и говорю, что план должен быть реалистичным. Например, если проблема с отставанием по предмету, то это требует длительной работы. Если проблема в нездоровом микроклимате в классе, это тоже лечится не быстро.

В-четвертых, родителям нужно отчетливо понимать, в чем заключается благо ребенка. Заключается ли оно, к примеру, в непременных пятерках по английскому? Может, важны не столько отметки, сколько реальные знания? Может быть, родители переживают за отметки гораздо больше, чем сам ребенок? Или наоборот, ребенок невероятно нервничает из-за отметок, которые стали для него самоцелью? А если так, то что скрывается за этим? Какие психологические проблемы?

Тезис 5.

Общаясь с родителями, учитель должен придерживаться элементарных правил педагогической этики, и родители должны это понимать.

Прежде всего, учитель будет обсуждать с родителями только их ребенка. Он не станет раскрывать приватную информацию о его одноклассниках (обстановка в семье, медицинские диагнозы и так далее).

Если речь о классном руководителе (а мы уже говорили, что именно к нему следует обращаться в первую очередь), он не будет давать родителям контакты учителей-предметников, не заручившись предварительно их согласием.

Если родитель пришел на этот разговор вместе с ребенком, чтобы тот рассказал о каких-то ситуациях или высказал свою точку зрения, то это нормально — но рано или поздно в разговоре может наступить момент, когда присутствие ребенка нежелательно. Тогда классный руководитель попросит ребенка выйти. Если это младшеклассник, то где-нибудь поиграть, если подросток — может быть, просто отправит его домой. И далее уже общаться с родителем тет-а-тет. Если для дальнейшего вновь потребуется присутствие ребенка, то это надо будет организовать отдельно, после определенных договоренностей с родителями.

Важный момент: стоит ли родителю, вернувшись из школы, вываливать на ребенка всё, о чем поговорил с учителем? По своему опыту знаю, что бывают разные ситуации. Иногда я специально прошу родителя поговорить с ребенком о том-то и о том-то, а иногда предупреждаю, что вот это и это ему говорить не надо. И объясняю почему. То есть, расставаясь с родителями, я даю им «рецепт» — как дальше вести себя с ребенком.

И еще тонкий этический момент: вправе ли родитель требовать, чтобы учитель-предметник дополнительно позанимался с ребенком, если тот плохо усваивает программу? С одной стороны, такой обязанности у учителя нет, дополнительные занятия после уроков ему не оплачиваются. С другой, учитель — это профессия альтруистическая, успехи и неудачи учеников должны его волновать. Поэтому просьба позаниматься дополнительно и безвозмездно — это нормально. Но вот требовать этого не надо.

Тезис 6.

Если родителей вызвали в школу, это вовсе не обязательно означает, что у ребенка неприятности.

Тут могут быть разные ситуации. Как правило, вызывает родителей классный руководитель, иногда по своей инициативе, иногда по просьбе учителя-предметника. Здесь работает тот же принцип, что и при обращении родителей к учителям: то есть связующее звено — классный руководитель. Неправильно, когда родители, минуя его, напрямую идут к учителю-предметнику, но неправильно и когда учитель-предметник вызывает родителей напрямую, не через классного руководителя.

Понятно, что получив такой вызов, родитель нервничает. И в большинстве случаев классному руководителю следует сразу назвать причину вызова. Например, проблемы с дисциплиной, конфликт с учителем. Может быть, однако, и так, что причину лучше заранее не называть, чтобы еще больше не волновать родителей. Например, буллинг в классе, воровство или еще какая-то исключительная ситуация.

Приходя в школу по вызову, родители изначально настраиваются на то, что их будут ругать. И у них либо включается защитная реакция в виде агрессии, либо иногда возникает состояние, близкое к панике. Нормальный учитель, начиная с родителями общение, это понимает и старается их успокоить. Может, сперва вместе чаю попить, может, поговорить о каких-то общих вопросах. И когда эмоции улеглись, когда люди успокоились, можно переходить к делу.

А дело может быть вовсе не в том, что ребенок провинился или вляпался в неприятную историю. Может быть, наоборот, классный руководитель хочет сообщить об успехах ребенка в какой-то сфере, о том, что у него обнаружились какие-то таланты, и их надо развивать. Как? Вот это и предстоит обсудить. Радостями делиться очень приятно!

Или допустим, в классе действительно сложилась нездоровая обстановка, и классный руководитель решил, что лучше не устраивать по этому поводу общее собрание, а приватно поговорить с родителями каждого ученика. Не только с родителями агрессоров и их жертв.

Может быть ситуация, когда классный руководитель просит помочь этого родителя в чем-то. В организации какой-то поездки, например, или встречи с каким-то интересным человеком. Может, у этого родителя есть какие-то профессиональные возможности, знания.

Конечно, во многих таких «позитивных» случаях не обязательно встречаться лично, достаточно общения онлайн. Но бывает и так, что для взаимопонимания лучше поговорить вживую.

И даже если родителей вызывают из-за проблем ребенка, разговор вовсе не обязательно коснется только этих проблем. Не бывает так, чтобы у человека было все плохо. Опытный учитель отметит и положительные стороны ребенка, его достижения. Например, что он щедрый, что отзывчивый, что защищает слабых. И лишь потом расскажет о проблемах, но не просто чтобы поставить перед фактом, а чтобы предложить пути их решения. Поэтому в любом случае, получив вызов к классному руководителю, паниковать не надо. Вы идете в школу не к врагам, а к союзникам, которые точно так же, как вы, заинтересованы в благе вашего ребенка.

Тезис 7.

Иногда родителям психологически очень трудно прийти в школу. Не надо скрывать это от классного руководителя. Родители имеют полное право на такие чувства.

Бывает так, что у родителей есть личный негативный опыт учебы в школе, есть связанные со школой психологические травмы. И когда им приходится идти общаться с учителями своего ребенка, они испытывают тяжелые чувства, будто возвращаясь в собственное детство, начинают воспринимать себя как школьников, которых начнут сейчас ругать и стыдить.

Я считаю, что каждый человек имеет право на такие переживания, их не надо стыдиться. Более того, попытки «скрутить себя» и притворяться железным несгибаемым человеком ни к чему хорошему не приведут. Но и идти на поводу своих страхов, отказываясь от встреч с учителями, тоже не надо. Таким людям лучше всего при первой же встрече с классным руководителем ребенка откровенно объяснить ему, какие чувства вызывает у них школа, с каким печальным опытом это связано, и выразить надежду, что с их ребенком такого не случится, что он попал в хорошие руки, в доброжелательную среду. По опыту могу сказать, что чем чаще такие тревожные родители общаются со школьными педагогами, тем слабее становится их тревожность.

Из тревожности, кстати, иногда вырастает предрассудок, будто если ходить к учителям и привлекать их внимание к проблемам ребенка, то ему станет только хуже, к нему начнут придираться. Это, конечно, совершенно не так. Это проекция личного травматического детского опыта на школьную ситуацию своего ребенка.

Тезис 8.

Когда школьные проблемы ребенка связаны с неопытностью учителя, нужно помогать таким учителям, а не отталкивать их.

Молодым учителям очень трудно. Они приходят после института, не имея еще практически никакого опыта — ни профессионального, ни жизненного, ни, чаще всего, родительского. От того, как пройдут первые два-три года их работы в школе, зависит, останутся ли они там или нет. Очень многие способные, талантливые молодые люди уходят, не выдержав натиска родителей.

Поэтому родителям надо не злиться на неопытного учителя, не предъявлять ему заоблачных требований, а понимать и, насколько это в их силах, помогать. Особенно в том случае, если учитель — человек неравнодушный, если он заинтересован в том, чтобы дети понимали и любили его предмет, если он уделяет им время не только на уроках, а общается с ними на выходных, водит в театры, на экскурсии, устраивает им разные интересные активности. Такие учителя сразу заметны. Но им может не хватить запаса прочности, они могут не выдержать эмоциональных нагрузок — если не будут ощущать поддержки со стороны и старших коллег, и родителей своих учеников.

Тезис 9.

Родители зачастую не слишком понимают, из чего складывается работа учителя, и потому требуют от него невозможного.

Учительство — это профессия, которая требует стопроцентной отдачи. Приходя после школы домой, учитель думает не только о том, что надо купить в магазине картошку и сделать уроки со своими детьми. У него вертится в голове, почему сегодня Маша была в дурном настроении, почему Ваня плохо написал проверочную работу, почему Дима обиделся на Сашу... Для учителя его ученики не просто несовершеннолетние граждане, которых он учит своему предмету. Он в значительной степени воспринимает их как своих детей, переживает за них.

И вот это понимают далеко не все родители. Когда я говорю об этом на родительских собраниях, многие недоумевают.

Кроме того, родители зачастую не понимают, что работа учителя состоит не только из проведения уроков. Им может казаться, что если человек провел три урока в день, то дальше он будет отдыхать. На самом деле, помимо проведения уроков, есть еще и подготовка к ним, а подготовка может занимать немало времени. Это и составление плана урока, и составление домашних заданий (их же надо самому прорешать), и проверка тетрадей, и изучение методической литературы (а без этого потеряешь квалификацию, превратишься в «урокодателя»). Это и общение с родителями, которое на практике происходит не только в заранее оговоренное время. Если учитель имеет еще и классное руководство, то это решение множества организационных вопросов, подготовка всяческих внеклассных мероприятий (посещение театра, экскурсия, туристический поход и так далее — в свои выходные, между прочим). А еще это ведение различной отчетности (самая нелюбимая составляющая учительской работы). Сейчас у учителя-предметника этой отчетности не то чтобы безумно много (завучу и директору приходится иметь дело с куда бóльшим количеством бумаг), но вполне достаточно.

И конечно, это постоянные нервные нагрузки. Психологи подсчитали, что у учителя в среднем на протяжении одного урока происходит 12 стрессовых ситуаций. Да, учитель должен быть стрессоустойчив, но это не сразу и не у всех вырабатывается.

Казалось бы, кошмар. Но для большинства учителей эта тяжелая работа — все равно любимая, это их жизненный выбор, а не тоскливая неизбежность.

Тезис 10.

Чем больше родители уделяют внимания жизни класса, тем лучше у них контакт и с учителями, и со своим ребенком.

Школьная жизнь детей не сводится только к урокам. Есть утренники и спектакли, посещения музеев и театров, многодневные поездки в другие города, олимпиады, спортивные соревнования, турслеты и пикники на природе... Много чего есть, и организовать все это исключительно силами школьных педагогов зачастую невозможно. Нужна помощь родителей.

Увы, родители откликаются на такие просьбы далеко не всегда. Их можно понять — они очень заняты, очень много работают, у них свои планы, которые непросто поменять. Но если все-таки родителям удается в таких делах поучаствовать, они многое получают.

Во-первых, они видят одноклассников своего ребенка, видят, как дети между собой общаются, и это помогает им понять реальную обстановку в классе. Кто лидер, кто аутсайдер, как относятся к ребенку, как ребенок ведет себя по отношению к одноклассникам. Во-вторых, возникает возможность в неформальной обстановке пообщаться с классным руководителем и другими школьными учителями, понять, что это за люди, что их интересует, чем они дышат.

Опыт такого внешкольного общения бывает родителям очень полезен и в дальнейшем, если они придут к учителю с какими-то проблемами или учитель пригласит их в школу. Тогда они лучше будут понимать собеседника, лучше будут знать реальную обстановку в классе, а значит, им легче будет прийти к взаимопониманию с педагогами и найти решение волнующих их вопросов.

Подготовил Виталий Каплан

0
1
Сохранить
Поделиться: